Информационно-аналитические системы для ситуационных центров
Cпециалисты ситуационного центра Министерства путей сообщения в круглосуточном режиме выполняют мониторинг и оценку ситуации на железных дорогах страны

Понятие «ситуационный центр» еще не стало привычным даже для ИТ-специалистов, и тем не менее развертывание таких центров в нашей стране уже идет полным ходом. Как можно понять из названия, деятельность ситуационных центров зачастую связывают с задачами реагирования на чрезвычайные ситуации, их прогнозирования и предупреждения, однако на практике сфера компетенции этих образований, нередко именуемых также центрами стратегического управления, гораздо шире.

По сути дела, СЦ представляет собой место, куда стекается информация, связанная с отдельным предприятием, отраслью, регионом или государством в целом. Там же она подвергается аналитической обработке, на основании чего строятся модели тех или иных процессов и вырабатываются управленческие решения. Другими словами, ситуационные центры можно рассматривать как инфраструктуру, поддерживающую процесс принятия решений, и нет ничего удивительного в том, что возникают они как на федеральном уровне, так и на уровне крупных предприятий.

В России процесс их развертывания начался «сверху», и в настоящее время ситуационные центры существуют при президенте страны, его полномочных представителях в федеральных округах, региональных администрациях, в отдельных министерствах и ведомствах. По мнению начальника управления ФАПСИ Николая Ильина, на местном уровне наибольший прогресс в этом направлении достигнут в Ленинградской области, а едва ли не лучший региональный информационно-аналитический центр создан администрацией Ярославской области. В отраслевом же плане безусловными лидерами являются Министерство путей сообщения и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Ряд структур из числа перечисленных уже готовы поделиться своим опытом, для чего организовали 23 апреля семинар «Опыт применения информационно-аналитических моделей для поддержки принятия оперативных и стратегических решений по управлению отраслью (регионом)».

На нем, например, было показано, как специалисты ситуационного центра МПС в круглосуточном режиме выполняют мониторинг и оценку ситуации на железных дорогах страны, анализируют текущие финансовые и нефинансовые показатели работы данного ведомства, строят соответствующие прогностические модели.

Технологические компоненты, обеспечивающие функционирование ситуационного центра, могут быть разделены на несколько составляющих. На аппаратном уровне это мощные серверные платформы, играющие роль коммуникационных серверов и серверов баз данных, станции на рабочих местах операторов и аналитиков, сетевая инфраструктура, включающая высоконадежные средства телефонной связи и широкополосные каналы передачи данных, развитые средства визуализации информации, которые особенно важны при проведении совещаний. В процессе сбора, хранения, первичной обработки и фильтрации информации в уже развернутых в России ситуационных центрах используются СУБД и средства построения хранилищ данных ведущих мировых производителей. Для решения задач аналитической обработки информации, моделирования и прогнозирования служат различные инструменты OLAP и интеллектуального анализа данных, выпускаемые компаниями SAS Institute, MathWorks и др.

Новый сценарий применения технологий потребовал подготовки соответствующих специалистов. Эта деятельность развивается в Российской академии государственной службы (РАГС) и в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Макеты ситуационных центров, ориентированных на различные варианты применения, развернуты в РАГС, ФАПСИ и других организациях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями