Прошла вторая конференция, посвященная Balanced Scorecard
Система сбалансированных показателей позволяет «оцифровать» стратегию развития и выстроить в соответствии с ней повседневную деятельность компании на всех уровнях управления

Вторая международная конференция «Стратегия 2003: измерение прогресса (технология Balanced Scorecard)», организованная компанией «Логика бизнеса», собрала гораздо больше участников, чем планировалось. Такой интерес к теме конференции вполне объясним: в последнее время отечественные компании все чаще задумываются об эффективности стратегического управления, о реализации выбранной стратегии.

Девизом конференции организаторы сделали фразу «Нельзя управлять тем, что нельзя измерить». В качестве механизма внедрения стратегии, а также способа измерения достижения поставленных стратегических целей была рекомендована система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), которая позволяет «оцифровать» стратегию и выстроить в соответствии с ней повседневную деятельность компании на всех уровнях управления, а также реализующий ее программный продукт ARIS BSC от IDS Scheer AG. BSC — это механизм последовательного доведения до персонала стратегических целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели результативности (КПР), в английском варианте — Key Performance Indicator (KPI). КПР — это измерители достижения целей, а также характеристик эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника.

Большая часть докладов была посвящена изложению различных аспектов BSC, а также проектам, выполненным консультантами компании «Логика бизнеса», и тем результатам, которые получили российские компании от внедрения BSC.

В своем выступлении на тему «Место и роль системы сбалансированных показателей в стратегическом и оперативном управлении компанией» директор по бизнес-консалтингу Олег Вишняков отметил, что по результатам опросов BSC внедряется для анализа нефинансовых показателей, а также перевода стратегии в реальные действия и мероприятия. По его словам, типичная ситуация на предприятии до внедрения BSC: стратегия не формализована и не доведена до персонала, контроль ведется лишь в области финансов, каждое подразделение имеет свой набор КПР, непонятно как связанных между собой. BSC же позволяет четко обозначать стратегию, связывать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников, измерять степень достижения каждой отдельной цели, выстраивать систему мотивирования персонала на основе КПР.

Наибольший интерес у слушателей вызвали выступления представителей компаний — клиентов «Логики бизнеса». Они поделились опытом внедрения BSC, рассказали об основных успехах и «подводных камнях».

Дмитрий Петухов, директор по развитию издательства «Росмэн», считает внедрение системы ARIS очень успешным. К основным выгодам он относит связь стратегии компании с конкретными целями и мероприятиями, возможность ежедневной оценки продвижения к целям (степень реализации стратегии), разработку системы мотивирования сотрудников.

Генеральный директор компании «Барклай-Холдинг» Дмитрий Буянов также в целом доволен результатами внедрения системы ARIS BSC. При этом, правда, он упомянул, что проект по внедрению сейчас находится в стадии доработки и призвал не повторять их ошибок, связанных с неполной реализацией проекта. Среди положительных результатов проекта были отмечены улучшение процесса управления компанией и корректировка механизма мотивации, а инвестиции в систему ARIS были оценены как эффективные.