Федеральное бюро расследований США не хочет мириться с мнением о себе как об организации, в которой творится бумажная неразбериха. Рассчитывая максимально повысить эффективность свой борьбы с преступностью, ФБР объявило о крупнейшей за 50 лет реформе документооборота. В ведомстве создается компьютерная сеть стоимостью 600 млн. долл., получившая название Trilogy. В ФБР надеются, что эта сеть поможет обрабатывать то огромное количество данных, которое собирается сотрудниками бюро. Новая база данных, которая уже используется 300 агентами и аналитиками ФБР, как пояснил Вилсон Лоуэри, заместитель директора ФБР, будет отображать взаимосвязи между 26 млн. записей агентства. Агентство намерено к декабрю предоставить всем сотрудникам, имеющим соответствующие права доступа, возможность использовать свою систему Virtual Case File, которая служит для слежки за террористами и другими преступниками. Как предполагается, база данных будет хранить 100 Тбайт информации, приходящей из правоохранительных органов штатов, местных и федеральных властей, а также из новостных агентств. Система поддерживает мультимедиа-элементы, такие как аудио, видео и трехмерные карты.

Что с конфиденциальностью?

В связи с внедрением новой системы защитники гражданских прав опять заговорили о проблеме соблюдения конфиденциальности. Ли Тьен, старший советник Electronic Frontier Foundation, считает, что, применяя новейшие средства добычи данных, государственные органы могут нарушить право конфиденциальности или ошибочно обвинить в совершении преступления невиновных людей. Он отметил, что он не является противником решений, которые позволят ФБР стать организацией XXI века. «Мы думаем, что ФБР необходимо модернизировать. Однако, если это будет сделано некорректно, защитить свою частную жизнь будет невозможно», — добавил он.

Простой доступ

Технология, положенная в основу проекта Trilogy, коммерческими предприятиями используется уже несколько лет. Система будет иметь удобный для пользователя интерфейс, подобный системам электронной торговли. Поэтому агенты и аналитики ФБР смогут легко вносить и совместно использовать данные.

Поисковые механизмы новой системы воспринимают запросы на естественном языке. Например, на вопрос, что может предотвратить террористические атаки в будущем, база данных предлагает сообщение о том, как подозреваемые в терроризме люди брали уроки пилотного мастерства. Эта информация не была замечена до 11 сентября 2001 года, что впоследствии послужило основанием для критики методов, применяемых ФБР. Считается, что, если бы эта информация всплыла до нападения террористов в сентябре 2001 года, ту атаку можно было бы предотвратить.

Система также предлагает карты и схемы взаимосвязей между подозреваемыми в совершении преступлений. Поиск угонщика самолетов Мохамеда Атта, к примеру, позволяет обнаружить его связь с Усамой Бен Ладеном и десятками других подозрительных личностей.

Усиливая активность

Модернизации технологического инструментария в ФБР уделяют первостепенное значение. Всего два года назад агенты ФБР не могли получить доступ в Internet и использовали устаревшие ПК с процессорами Intel 80386. Чтобы открыть файл или извлечь простой фрагмент данных, агенту требовалось пройти десяток диалоговых окон.

В прошлом году ФБР приобрела 22 тыс. новых компьютеров и ввела в действие около 600 сайтов системы Trilogy. Лоуэри, который уже вышел на пенсию, согласился вернуться в IBM, чтобы возглавить проект по внедрению Trilogy. По его мнению, «ФБР должно применять современные технологии в повседневной работе».

Хотя агенты ФБР имеют огромный опыт в сборе информации, до настоящего времени у них не было инструментальных средств, способных справиться с колоссальными объемами данных. В ведомстве приступили к планированию работ по проекту Trilogy в 1999 году, но в 2001 году эти планы были пересмотрены. В систему были добавлены улучшенные средства защиты. Члены конгресса критиковали бюро за срыв сроков реализации проекта и превышение бюджета. Как пояснил Лоуэри, затраты выросли из-за усиления защиты: программа стоит 596 млн. долл., то есть на 138 млн. долл. больше, чем предполагалось первоначально.

На следующем этапе, как подчеркнул представитель ФБР Пол Брессон, бюро намерено начать обмен информацией, находящейся в системе, с другими правоохранительными органами.