Штрихи к портрету российского пиратства
Олег Миронов: «Право на интеллектуальную собственность нуждается в защите, так же, как и другие права»

Если в России что-то делается, то всегда «от души», с размахом. Взломанную Windows продают по три доллара почти в каждом подземном переходе. Зато и борьба с пиратством выливается в череду масштабных мероприятий. Очередное, всероссийское, под названием «Защита прав интеллектуальной собственности в бизнесе», прошло 29 апреля, спустя ровно две недели после международной конференции «Проблемы защиты интеллектуальной собственности в контексте вступления России в ВТО».

Главным организатором мероприятия стал аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, поэтому открыл собрание сам уполномоченный — Олег Миронов. Он подчеркнул, что в его непосредственном участии в борьбе с пиратством нет ничего необычного. Так, по словам Миронова, его итальянский коллега активно занимается вопросами оказания ритуальных услуг, а уполномоченный в Аргентине — строительством дорог. «Если мы, правозащитники, помогаем утвердиться в обществе положительным тенденциям, то мы свою задачу выполняем», — заявил Миронов.

Об особенностях государственной политики в области интеллектуальной собственности (ИС) рассказал представитель Министерства промышленности, науки и технологий РФ Александр Наумов. По его словам, нормальный рынок ИС в России можно создать лишь общими усилиями всех структур, причем одинаково важные роли здесь играют как правовая, так и экономическая составляющие.

С какой из них начать — вопрос, конечно, не из легких, и вариантов ответов на него — масса. Например, президент некоммерческого партнерства производителей оптических носителей «Диск Альянс» Александр Индейкин предложил чиновникам начать борьбу с пиратством с ... себя: по словам Индейкина, около 85% программного обеспечения, установленного в государственных учреждениях — нелицензионное.

Но это все — только в проектах, а любопытные данные о сегодняшней обстановке представил Институт изучения объектов интеллектуальной собственности (ИОИС). По мнению специалистов Института, современных розничных российских пиратов можно классифицировать на два основных типа. К первому относятся те, чья основная цель — получение максимального дохода. Для них торговля нелицензионными копиями — просто бизнес, представляющий собой, как правило, сеть торговых точек в населенном пункте. Ассортимент жанров (если речь идет об аудио- и видеопродукции) различен, 50% составляют новинки. Сам предприниматель за прилавком не стоит — за него это делают наемные продавцы. Второй тип пирата — так называемый «продавец-предприниматель», для которого торговля является хобби, и главная цель — получение удовольствия от самого процесса. Это поклонник определенного жанра в кино или музыке, поэтому продаваемая им продукция, как правило, уникальна и представляет собой сочетание как дорогих «лицензионных», так и пиратских копий. Для этой категории пиратов характерен высокий уровень знания продаваемой продукции и «товарищеские» отношения с покупателями.

Но главным итогом многочисленных исследований ИОИС является тот факт, что, независимо от типа, большинство пиратов не стремятся во что бы то ни стало продавать именно нелегальный товар, и, при определенных условиях, вполне могли бы (и даже хотели бы) торговать лицензионными копиями. И если не создать, то хотя бы подготовить почву для создания таких условий — есть главная задача этой и аналогичных конференций.