Третья международная конференция «Связь и инвестиции в России» прошла в этом году 28 марта. Традиционно ее открыл глава Министерства РФ по связи и информатизации Леонид Рейман, который обрисовал общую картину в телекоммуникационной отрасли России. За 2002 год ее оборот составил 8,5 млрд. долл.
Леонид Рейман сокрушался о катастрофически низкой открытости в России радиочастотного спектра для гражданского применения

Впервые за пять лет был превышен уровень 1997 года, когда объем рынка достиг 7,7 млрд. долл. При этом более половины оборота — 4,5 млрд. долл. — дали новые операторы, которых в 1997 году не существовало. На текущий год запланирован оборот в 10 млрд. долл. Инвестировано в прошлом году в связь было около 2,1 млрд. долл., 74% этих средств — российские. В этом году ожидается рост инвестиций на 10-12%.

«Главной» на конференции стала компания «Связьинвест», ее организатор. О проделанной за год работе в компании отчитался генеральный директор «СвязьИнвеста» Валерий Яшин. Лейтмотивом доклада Яшина было завершение процесса реформирования областных электросвязей и формирование из них семи межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК). Общий доход компаний, входящих в «Связьинвест», составил за отчетный период 3,62 млрд. долл., или около 42% оборота всей отрасли. В этом году компания собирается добиться оборота в 4 млрд. долл., то есть планирует снижение рыночной доли до 40%. В 2002 году под руководством «Связьинвеста» было введено в строй около 2,6 млн. телефонных номеров, а в этом их количество должно увеличиться до 3 млн. Компания собирается в этом году проложить дополнительно еще около 14 тыс. км линий связи. На все проекты «Связьинвест» планирует потратить 30,4 млрд. руб.

Самой острой темой конференции была конкуренция между мобильными и фиксированными операторами. Яшин, в частности, назвал уровень экономически обоснованных затрат для операторов фиксированной связи 6-8 долл. в месяц — именно до этого уровня собираются поднимать свои тарифы компании «Связьинвеста». Причем это минимальный уровень, поскольку выступающие уже заговорили о плановой прибыли, для обеспечения которой цены могут подняться и выше. В то же время аналитики отмечают, что в мире в целом и в России в частности наметилась тенденция снижения средних ежемесячных расходов одного абонента на мобильную связь (ARPU). В частности Александр Казбеги, управляющий директор «Ренессанс Капитала», считает, что стабилизация этого процесса произойдет на уровне 9-10 долл. в месяц на одного абонента.

При этом Казбеги считает, что в столице число пользователей мобильных телефонов может в этом году резко увеличиться. В результате охват москвичей мобильной связью поднимется с 45 до 65%. В регионах этот процесс будет более медленный и длительный — ожидается, что только к 2006 году услугами мобильной связи будут пользоваться 30% жителей регионов.

Если сравнивать мобильную и фиксированную связь по стоимости подключения абонента, то ситуация будет не в пользу последней. Подключение в России фиксированного абонента, по данным МАП, стоит около 200 долл., а мобильный телефон с немалым набором дополнительных услуг можно купить за 100 долл. Операторы фиксированной связи ввели в строй в прошлом году около 3 млн. номеров, в то время как количество пользователей мобильных телефонов увеличилось в 2,3 раза и достигло 17,7 млн. человек. Однако около 36% населенных пунктов в России по-прежнему остаются без телефонов. При этом рентабельность операторов мобильной связи находится на уровне 50%, «Связьинвеста», по данным Яшина — 13%. По мнению Евгения Голосного, эксперта компании «Тройки Диалог», сохранение такой ситуации приведет к тому, что фиксированная связь через два-три года потеряет свое основное преимущество — ценовую доступность.

До недавнего времени мобильная связь развивалась в основном в Москве, где сформировалась «большая тройка»: «МегаФон», МТС и «ВымпелКом». В ближайшем будущем эти компании будут развивать свои региональные сети, либо строя их с нуля, что дорого, либо покупая уже готовые ресурсы, возможно принадлежащие МРК. Сейчас в регионах доля присутствия этих компаний невелика. В то же время у «великолепной семерки», как уже успели окрестить МРК, есть определенные раздробленные ресурсы мобильной связи. Поэтому одной из важных задач, поставленных перед МРК, является интеграция областных ресурсов в региональные структуры. Особенно это важно сделать для мобильной связи, поскольку в этой области намечаются хорошие перспективы развития.

Новые коммуникационные технологии, такие как Internet, пока распространяются относительно небыстро. Так, количество пользователей Internet за год увеличилось на 39% и составило 6 млн. человек, то есть 4,5% населения страны. Кроме того, Рейман сокрушался о катастрофически низкой открытости в России радиочастотного спектра для гражданского применения. Он пообещал, что будет заниматься совместно с Министерством обороны модернизацией военной связи и конверсией радиочастот.