До премьеры CeBIT в Нью-Йорке осталось совсем немного
В нынешнем году компания Deutsche Messe AG организует под эгидой CeBIT уже семь выставок за пределами Германии

Даже в нынешние, не самые радужные для индустрии высоких технологий времена выставка CeBIT в немецком Ганновере по-прежнему остается знаковым событием в мире электроники и телекоммуникаций. Ей не угрожают трудности, подобные тем, что в последнее время обрушились на другой, некогда весьма престижный и популярный компьютерный форум — Comdex/Fall. Однако гарантия существования выставки еще не означает ее развития и роста в пику общим негативным тенденциям отрасли.

Окрестив CeBIT 2003 «выставкой возрождения», организаторы, по общему мнению, слегка приукрасили действительность. Хотя к тому моменту, когда пишутся эти строки, окончательные итоги еще не подведены, предварительные данные свидетельствуют о продолжающемся спаде интереса к CeBIT. Конечно, о серьезном кризисе говорить неуместно — статусу выставки как крупнейшего в мире смотра компьютерных и телекоммуникационных решений ничего не угрожает. Но тем не менее площадь экспозиции в этом году по сравнению с прошлым, по предварительным данным, сократилась примерно на 10% — с 398,1 до 355,9 тыс. кв. м. Приблизительно в той же пропорции уменьшилось и количество фирм-экспонентов — с 7264 до 6526. Если учесть, что в свою очередь год назад по обоим показателям, а также по общему числу посетителей выставка уступила CeBIT?2001, картина вырисовывается вполне очевидная. Спад налицо.

Что можно противопоставить спаду? Ответ на этот вопрос организаторы CeBIT дают довольно четкий: глобализацию выставочной деятельности. В нынешнем году компания Deutsche Messe AG организует под эгидой CeBIT уже семь выставок за пределами Германии. Первое из этих событий — CeBIT Australia — намечается провести в Сиднее с 6 по 8 мая. Площадь экспозиции планируется увеличить с прошлогодних 3,1 до 5,6 тыс. кв. м. Участвовать в выставке собираются около 500 компаний (по состоянию на середину марта). Организаторы ожидают почти 70%-ный прирост числа посетителей по сравнению с дебютной выставкой прошлого года (13155 человек). «85% выставочной площади уже зарезервировано. Мы ожидаем, что CeBIT Australia в этом году станет очередным этапом на пути к намеченной цели — превращению нашей выставки на пятом континенте в подлинно интернациональный бизнес-форум в области информационных и коммуникационных технологий, объединяющий как поставщиков, так и потребителей высокотехнологичной продукции», — заявил член управляющего совета Deutsche Messe AG Эрнст Рауэ.

Следом за CeBIT Australia в Шанхае стартует выставка CeBIT CES Home Electronics (14-17 мая). Ареной ее проведения станет выставочный комплекс SNIEC (Shanghai New International Expo Centre), возведенный при участии Deutsche Messe AG и ряда других немецких компаний. Китайский CeBIT — совместное детище устроителей CeBIT и американской Consumer Electronics Association, организующей ежегодную январскую выставку CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе. «У этого проекта большой потенциал, — заявляет Эрнст Рауэ, — китайский рынок огромен, и бытовая электроника становится здесь все более и более популярной».

С большим интересом ожидается в этом году премьера CeBIT на американском континенте — с 18 по 20 июня в нью-йоркском Jacob K. Javits Center. Организаторы предпочли атлантическое побережье тихоокеанскому по причине вполне прозаической: Нью-Йорк — центр корпоративной Америки, в котором сосредоточены ее основные финансовые ресурсы. Позиция эта встретила понимание как в Соединенных Штатах, так и в других странах. «CeBIT America приходит в Нью-Йорк вовремя. Город восстанавливается после событий 11 сентября. Стабилизируется экономическое положение. Бизнес-сообщество ищет новые пути формирования стратегических связей с зарубежными партнерами», — полагает Эндрю Элпер, президент New York City Economic Development Corporation. «Решение провести выставку в Нью-Йорке предоставляет реальные бизнес-возможности для наших компаний», — согласен Падди Чиа, глава тайваньского павильона на будущей выставке.

В начале осени (2-7 сентября) CeBIT ждут в Стамбуле. На протяжении последних нескольких лет выставка, ранее именовавшаяся Bilisim, а ныне — CeBIT Bilisim Eurasia, демонстрирует устойчивый постоянный приток новых посетителей и фирм-участниц. В этом году площадь экспозиции, как предполагается, вырастет с прошлогодних 24,9 до 52 тыс. кв. м, а количество посетителей должно составить 170 тыс. — в 2002 году было 162,3 тыс., так что оптимизм у организаторов весьма умеренный.

CeBIT 2002 посетили почти 674 тыс. чел., общее число посетите лей всех остальных выставок CeBIT в прошлом году составило 262,7 тыс. человек. Думается, в нынешнем году эти два показателя существенно приблизятся друг к другу. Что будет дальше? Приведет ли выбранный путь организаторов CeBIT к формированию некой всемирной сети компьютерных выставок, более или менее аналогичной известным хрестоматийным примерам бизнес-глобализации? И будет ли это глобальное предприятие преуспевающим? Трудно сказать. Первые шаги CeBIT по дороге глобализации остались позади. Путь впереди неблизкий. Непростой и негладкий. Неспокойный, как показывает практика. Но, возможно, интересный.