Челябинск и Чувашия претендуют на звание самых «продвинутых» регионов

Продолжается шествие по стране программы «Электронная Россия». Очередной ее «опорной точкой» стал Урал, а точнее — Челябинск, где в период с 19 по 21 марта состоялся Уральский информационный форум «Развитие единого информационного пространства России». Причиной такого выбора времени проведения форума, по словам его организаторов, явилась возможность подведения некоторых итогов ФЦП, а места — внедрение в Челябинской области электронной системы госзакупок.

Церен Церенов считает, что системы электронной торговли позволят экономить бюджетные средства на 10-15%

По сути, сам форум являлся общественно-политическим мероприятием, целью которого было обратить внимание заинтересованных структур на вопросы, имеющие стратегическое значение для дальнейшего развития России. Он проводился по инициативе Комиссии по информационной политике Совета Федерации, поэтому открывал его лично председатель Совета — Сергей Миронов. В своем выступлении он подчеркнул, что сейчас Россия вместе с остальным миром переживает переход от индустриальной экономики к информационной и главная задача органов власти — подготовить логичную законодательную базу для новой экономики.

Еще более оптимистичным было заявление первого заместителя министра РФ по связи и информатизации Андря Короткова о том, что, несмотря на опоздание и недофинансирование, главная основа этой новой экономики — «Электронная Россия» — все-таки заработала.

Челябинск: главное — госзакупки

И одно из подтверждений тому — запуск системы электронных госзакупок в Челябинской области. Создание этой системы стало возможно благодаря совместным усилиям Комитета экономики и Главного управления материальных ресурсов правительства Челябинской области (в сферу деятельности которого входят госзакупки), корпорации «Парус» (разработавшей необходимое программное обеспечение) и компании «Связьинформ» (на которую возложено «физическое» обеспечение существования портала и предоставление доступа к нему). Созданная ими модель системы электронных госзакупок была успешно защищена перед комиссией Минэкономразвития во второй половине декабря прошлого года, после чего министерство и правительство области подписали соглашение о долевом софинансировании данного проекта. В этом году администрация области и специалисты «Паруса» приступят к опытной эксплуатации системы, а к концу года предполагается автоматизировать уже 30% всех областных госзакупок. По прогнозам, уже в 2003 году вести торги в электронной форме начнут около тысячи поставщиков.

Несмотря на благоприятные прогнозы, президент корпорации «Парус» Александр Карпачев предостерег собравшихся от ряда неизбежных трудностей. По его словам, главные проблемы, с которыми пришлось и придется столкнуться, имеют не техническую, а юридическую природу. Дело в том, что пока не существует специального закона, обязывающего поставщиков использовать незнакомую и непонятную для большинства из них электронную систему. И даже если технически она будет совершенна, если чиновники будут обучены ею пользоваться, без закона, заставляющего поставщиков перейти на электронный документооборот, проект останется просто дорогостоящей игрушкой. Причем на «гражданскую сознательность» бизнесменов рассчитывать не приходится, ведь в отличие от, скажем, автоматизированных бухгалтерских систем целью электронной торговой площадки не является облегчение труда конечного пользователя, у нее задачи более глобальные — увеличение прозрачности торговых операций, снижение риска злоупотреблений и коррупции, усиление контроля над расходованием бюджетных средств и т.д. А значит, вряд ли найдутся желающие добровольно усложнять себе жизнь. Кроме того, при переходе на электронную систему госзакупок велик страх перед риском утечки секретной коммерческой информации. Как заявил ответственный за госзакупки чиновник Челябинской администрации, «если можно взломать защиту Пентагона, то систему электронных торгов тем более, а значит, единственным надежным на сегодняшний день средством защиты информации является запечатанный конверт, лежащий в сейфе».

Еще один важный момент — эта законодательная проблема должна быть решена на федеральном уровне, иначе местные постановления вступят в противоречие с федеральными и могут быть оспорены в суде. Поэтому пока необходимого закона нет, система госзакупок будет осуществляться в двух вариантах — традиционном бумажном и электронном. В этом году системой планируется оснастить департаменты образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и муниципальные образования, а также установить ее на восьми рабочих местах в Главном управлении материальных ресурсов и Комитете экономики. Кроме того, предполагается обучить на базе местного отделения Академии госслужбы РФ пользователей системы и сформировать областной заказ на 2004 год уже в электронной форме.

Чувашия: «широкий спектр услуг»

Автоматизация госзакупок не является конечной целью, а лишь шагом к реализации так называемого «электронного правительства», которое призвано вывести взаимоотношения гражданина и государства на качественно новый уровень. Соответственно, пути к этому уровню могут быть различными: так, на состоявшемся 21 марта в Москве (на следующий день после завершения Уральского форума) брифинге «Первые результаты создания электронного правительства в субъектах Федерации по итогам 2002 года» было объявлено, что в Чувашии создается портал органов власти для информирования о своей деятельности. В частности, на портале предполагается размещать конкретную номенклатуру товаров и услуг, необходимых региону в предстоящем финансовом году, а также оперативные данные о проводящихся тендерах. Для этого администрация Чувашской области заключает с «Парусом» договор о начале проекта, аналогичного челябинскому.

Но, в отличие от Челябинска, в задачи портала будут входить не только организация госзакупок. Как заявил начальник управления информационных технологий администрации президента Чувашской республики Дмитрий Назипов, портал должен оказывать широкий спектр услуг. «Мы понимаем, что только на средства бюджета «Электронной России» электронного правительства не построить», — подчеркнул Назипов, — «поэтому на каждый рубль бюджета программы необходимо привлекать порядка 10 рублей из бюджета ведомств и пять рублей из бюджета регионов».

В этом с Назиповым согласны и в Минэкономразвития: как заявил руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Церен Церенов, идея «Электронной России» предполагает «идти не сверху, а снизу».

Церенов рассказал также и о других планах «Электронной России». По его словам, программа развивается по трем этапам: первый (в прошлом году) подразумевал инвентаризацию, анализ и начало пилотных проектов, второй (2003-2005 годы) главной целью имеет координацию госрасходов, создание единых стандартов и т.д. На третьем этапе в 2005-2010 годах предполагается интенсивное развитие всех направлений.


Как работает электронная система госзакупок?

Сама идея автоматизировать госзакупки не нова и предусмотрена в «Электронной России» как мероприятие №10: «Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления». По действующему законодательству госзакупки осуществляются следующим образом: местные органы власти, получив заявки-заказы от бюджетных организаций (больницы, школы и т.д.) на поставку им тех или иных товаров в определенном количестве, объявляют конкурс среди поставщиков данных товаров. Участники конкурса подают заявки (в письменном виде в запечатанных конвертах), в которых сообщают, на каких условиях и по какой цене они готовы предложить государству свою продукцию. Потом все заявки вскрываются, эксперты выбирают наиболее выгодные предложения и с их авторами заключаются договоры. Количество сил и времени, затрачиваемое при традиционном «бумажном» подходе велико — например, один только перечень лекарств для больницы может составлять не одну тысячу наименований.

Электронная же версия предполагает полностью перевести данный процесс в электронный формат, при котором весь документооборот производится на специальном сайте. Зайдя на него, поставщик может быстро ознакомиться со всеми условиями конкурсов, и, заполнив необходимую форму, сразу сделать заявку, которая будет автоматически обработана и сохранена. Эксперты же «на выходе» получат не кипу несортированных бумаг, а электронные таблицы, анализировать которые намного проще и быстрее, а представители госструктур смогут иметь полное представление о выставляемых на рынке товарах и услугах. Все это позволит принимать более объективные решения, а следовательно, экономить бюджетные деньги.