... а ИТ-решения — его приводные ремни
Поскольку идея автоматизации склада является достаточно новой для массового российского заказчика, производители ведут себя достаточно осторожно, продвигая только те решения, на которые уже имеется спрос

С 25 по 28 февраля на ВВЦ прошла седьмая ежегодная выставка «Торговля и склад 2003», в которой приняли участие ряд поставщиков ИТ-решений для торгово-складского бизнеса. С чем пришли участники выставки в шестьдесят девятый павильон ВДНХ, каковы основные тенденции на этом рынке? Чтобы ответить на этот вопрос, я побеседовал с рядом обитателей стендов. Всем его участникам были заданы с небольшими вариациями три вопроса: что нового произошло в компании со времени предыдущей выставки; какие факторы с точки зрения компании в наибольшей степени препятствовали продвижению ее решений; каковы впечатления компании о текущей выставке и тенденциях, наблюдаемых ее постоянными участниками.

Анализируя ответы, можно заключить, что основной тенденцией становится усиление ориентации ИТ-компаний на оптовые торговые организации, а «темой дня» является организация адресного хранения на складе. Решаемая проблема лежит на поверхности — имеется большой склад с интенсивным товародвижением и большим номенклатурным разнообразием. Необходимо упорядочить хранение и максимально автоматизировать операции сбора заказов. Диапазон возможных решений в отечественных условиях имеет дополнительное ограничение — объем кошелька заказчика. Предложения, продемонстрированные участниками выставки, сводятся к двум вариантам. Во-первых, заказчику дается инструмент для графического изображения структуры склада либо в виде иерархической структуры, либо в виде плана. Во-вторых, обеспечивается использование штрихового кодирования мест хранения.

Поскольку идея автоматизации склада является достаточно новой для массового российского заказчика, производители ведут себя достаточно осторожно, продвигая только те решения, на которые уже имеется спрос. В частности, на настоящий момент пожелания клиентов в основном ограничиваются автоматизацией фиксации складских операций типа «подошел — взял» для формирования отчетов. Задача управления сбором заказов и использования иных, нежели штрих-коды, технологических решений пока не ставится. Как отмечают сами производители, это пока слишком дорого. В остальном жизнь участников выставки столь же разнообразна, сколь разнообразен их бизнес и условия его ведения.

Компания «1С-Рарус» представила торговую систему «1С-Рарус: Магазин», которая позволяет удаленно управлять торговым оборудованием, включенным в общую сеть. Предлагается также программно-аппаратное решение «Кассовый терминал», объединяющий вычислительный блок на базе Celeron/1ГГц и кассовое периферийное оборудование с ПО, учитывающим специфику работы заказчика. К нему, помимо упомянутой выше системы, относятся «1С-Рарус: АЗК+Нефтебаза» для бензоколонок и «Альфа-Авто» для предприятий, торгующих запасными частями для автомобилей.

Компания «Фолио 2000» предлагает новое программное обеспечение для работы с клиентами, которое ее генеральный директор Евгений Валкин позиционирует как систему класса CRM. Судя по его рассказу, этот инструмент позволяет рассматривать клиентов как объекты, наделенные различными атрибутами, и таким образом просматривать их базу в различных аспектах. Кроме того, система дает возможность вести историю договоров и анализировать ход их исполнения.

«Алеф Консалтинг&Софт» начала борьбу за представителей среднего бизнеса. Традиционно деятельность компании была связана с крупными проектами стоимостью порядка 100 тыс. долл., в которых основная доля работ приходилась на консалтинговые услуги. Теперь компания существенно увеличила активность в области программных решений, что позволило резко снизить стоимость проектов. Как заявил ее исполнительный директор Лев Тришанков, компания продолжает следовать реалиям российского бизнеса, который в отличие от зарубежного нередко использует более сложные схемы.

R-Style Softlab по-прежнему придерживается тактики невмешательства в бизнес-процессы заказчика. Гибкая настройка ее продуктов с использованием языка RSL позволяет подогнать решения компании под реалии клиента. В новую версию продукта компании «RS-Баланс» включена система учета договоров, которая позволяет работать с большой клиентской базой. Компания ориентируется на поддержку территориально распределенных структур.

На стенде компании «Акант» помимо прочего вниманию посетителей предлагается система оперативного анализа торговой деятельности. Специалистам компании удалось построить систему прогнозирования спроса на основе статистического анализа, которая учитывает ряд внешних факторов — наличие устойчивых тенденций (тренда) и сезонности, возможность замены дефицитных товаров альтернативными, эффект потребительской корзины, когда наличие одного товара влияет на сбыт других, и т.д. В результате точность прогнозов достигает 2-7%.

Компания «Софт-Вест» озабочена в первую очередь продвижением и развитием своего продукта «Домино». Новая, восьмая, его версия ориентирована на сектор розничной торговли, предприятия сферы досуга (кинотеатры) и организации общественного питания (бары, рестораны и т.д.). Пользователи знакомы с этим продуктом еще со времен DOS. Несмотря на то, что новая версия «Домино» разработана под Windows, версия 7.4 под DOS продолжает пользоваться популярностью, и клиенты не спешат менять ее на «Домино» 8.

Жизнь компании «Импакт-Софт» в этом году проходит под знаком новой версии Navision — 3.6, в которой существенно улучшен модуль «Управление цепочками поставок» и учтены требования 25 главы Налогового кодекса. Для торговых розничных предприятий компания предлагает решение на базе Navision исландской компании Go Pro — Retail Back Office 3.60.

Обратимся к вопросу о факторах, препятствующих продвижению безусловно прогрессивных ИТ-решений. К числу основных факторов мои собеседники отнесли, прежде всего, низкую компьютерную грамотность рядового персонала и недостаточный уровень зрелости менеджмента. Последнее проявляется в отсутствии понимания структуры бизнес-процессов предприятия; в недостаточно развитом стратегическом мышлении, что приводит к выбору дешевых, но недостаточно гибких решений; в самоустранении руководства от контроля реализацией ИТ-проектов, что существенно снижает уровень бизнес-компетентности сотрудников службы заказчика.

Вместе с тем опрошенные отметили, что после 1998 года заказчики стали проявлять более пристальное внимание к внутренним процессам своих компаний, начали считать деньги и понимать задачи, решаемые информационными системами. Отметим, что вышесказанное относится в основном к оптовым предприятиям. Уровень менеджмента компаний розничной торговли пока не слишком высок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями