Зачем российскому образованию ИТ-реформа?

Система образования в России сейчас переживает не самые лучшие времена. Одна из главных проблем — серьезное отставание технической оснащенности учебных заведений от современных требований. Только обновлением компьютерного парка и покупкой пары-тройки проекторов эту проблему не решить. Здесь необходим комплексный подход, о котором и шла речь на семинаре, состоявшемся 11 февраля в Российском государственном гуманитарном университете.

Основной темой семинара стала выработка общей концепции создания и работы так называемых «ситуационных центров» — специально оборудованных помещений, позволяющих группе людей с максимальной эффективностью обсуждать и принимать решения по различным вопросам с использованием самых современных видео- и аудиотехнологий. В частности, они могут найти применение в образовательных процессах. Как заявила директор «Полимедиа» Елена Новикова, ее компании совместно с РГГУ и Mitsubishi Electric удалось оборудовать по последнему слову техники 16 мультимедиа-аудиторий в Институте новых информационных технологий РГГУ, а также провести ряд проектов в других московских вузах.

О том, как можно использовать технику непосредственно на занятиях со студентами, рассказал проректор по информатизации и новым технологиям образования РГГУ Сергей Кувшинов. По его мнению, в первую очередь необходимо обучить и подготовить преподавательский состав. В противном случае, какой смысл оснащать класс проектором, если лектор по полчаса не меняет слайд? Для этого в РГГУ создана школа ИТ-преподавателей, и это явление, по мнению руководства университета, должно стать повсеместным. Еще один плюс использования компьютерных технологий при обучении — унификация образовательных материалов. Так, в РГГУ уже идет создание универсальной базы данных по каждой дисциплине, что в значительной степени облегчит труд преподавателей при подготовке к занятиям.

Для студентов образовательный процесс тоже изменится. Ситуационные центры должны явиться точкой перехода от репродуктивного обучения к креативному, когда обучаемый не просто получает какие-либо знания, но и сразу же пытается применить их на практике. Все это в значительной мере обусловлено мультимедийными возможностями оборудования, позволяющего в реальном времени моделировать ситуации по принципу «что будет, если...».