Компания «Алион» провела дилерскую конференцию по цифровой фототехнике
Обычными фотоаппаратами владеют примерно 40% российских семей, а цифровые камеры имеются менее чем в 1%

Традиционные фотоаппараты постепенно уступают свои позиции цифровым устройствам. Так, по данным GfK, в 2001 году (а результаты за прошлый год этой исследовательской компанией еще не опубликованы) мировой рынок пленочных аппаратов оценивался в 63 млн. устройств, что на 4% меньше по сравнению с 2000 годом, было продано 2,93 млрд. кассет с фотопленкой всех видов, что также оказалось меньше соответствующего показателя за предыдущий год (на 6%). Между тем сбыт цифровых фотокамер в 2001 году увеличился по сравнению с 2000 годом на 49% и достиг уровня в 27,5 млн. устройств. Оценки Nikkei Market Access приблизительно такие же: по сравнению с 2001 годом производство цифровых фотокамер в прошлом году выросло на 59,3% и достигло отметки в 26,54 млн. устройств. Темпы роста оказались выше, чем предполагалось: по этой причине в Nikkei даже были вынуждены скорректировать свой первоначальный прогноз (по которому мировое производство цифровых камер оценивалось примерно в 19,3 млн. устройств) и все равно «ошиблись» на 4 млн. изделий.

Россию мировая тенденция еще не затронула: прирост объема продаж пленочных фотокамер за первую половину прошлого года составил, по оценке GfK, 18% (сбыт фотопленок увеличился за тот же период на 26%). Обычными фотоаппаратами владеют примерно 40% российских семей, а цифровые камеры имеются менее чем в 1%. Для сравнения: персональные компьютеры и принтеры есть соответственно в 6 и 3% «ячеек общества». Тем не менее сегмент цифровых фотокамер развивается весьма динамично: продажа цифровых камер выросла за первое полугодие на 65%.

Особенностью молодого российского рынка цифровой фототехники является то, что в структуре сбыта преобладают устройства с большим разрешением: в частности, свыше половины продаваемых в стране фотокамер имеют разрешение более 3 мегапикселов (правда, эта статистика основана на данных о продаже цифровых камер только в Москве и Санкт-Петербурге). Как показывают собранные в ходе опроса покупателей данные, при выборе цифровых камер потребители в первую очередь ориентируются на разрешающую способность устройств (в 27% случаев она оказывается самым важным критерием выбора).

В целом, по данным дистрибьюторской компании «Алион», объем российского рынка цифровых камер в прошлом году достиг 85 тыс. устройств (причем во втором полугодии было продано 45 тыс. фотокамер), и, как считает менеджер по продукции Василий Черкасов, рынок цифровых камер в текущем году может превысить рубеж в 100 млн. изделий.

«Алион» — один из наиболее крупных и активных игроков на рынке цифровой фототехники. По итогам прошлого года, например, компания заняла первое место по продаже цифровых камер Canon в России. К настоящему времени через «Алион» проходит пятая часть всех цифровых фотокамер, поступающих на российский рынок (по собственной оценке компании).

В конце прошлого года компания расширила круг поставщиков цифровых фотоаппаратов. В дополнение к изделиям Canon, Minolta, Nikon и Olympus в октябре начались поставки продукции Sony, в ноябре — Ricoh, а в декабре — Pentax.

В области цифровой фототехники с дистрибьюторской компанией в настоящее время активно сотрудничают примерно 270 дилеров из 73 городов, которые представляют все основные каналы сбыта: компьютерную розницу, магазины фото-, аудио- и видеотехники.

По словам Черкасова, вплоть до 2001 года примерно 70-80% цифровых камер продавалось компьютерными фирмами. И до сих пор через «компьютерный канал» в России продается больше, чем компаниями, работающими на рынке традиционной фототехники, или розничными сетями аудио- и видеотехники.

Причина сложившейся ситуации, по мнению Черкасова, в том, что «компьютерные фирмы отличаются большей динамичностью, поскольку привыкли работать с продукцией, очень быстро появляющейся на рынке и так же быстро морально устаревающей».

Часть активных дилеров, а также представители ряда компаний, которых «Алион» рассчитывает привлечь к «систематическому» сотрудничеству, были приглашены на очередную дилерскую конференцию. Ее тематика и сроки проведения (а она проходила с 10 по 13 февраля) определили название — «Зимняя Фотоакадемия».

Время проведения мероприятия, по-видимому, было выбрано не случайно: конец зимы — сезон снижения активности на рынке цифровой фототехники: по словам Черкасова, многие модели цифровых фотокамер уже сняты с производства, а новые устройства еще не поставляются.

Первое для «Алиона» мероприятие подобного рода было организовано совместно с партнерами-поставщиками — Canon, Minolta, Nikon, Olympus и Pentax. Менеджеры этих компаний продемонстрировали участникам конференции продукцию своих фирм, однако каких-либо новинок при этом представлено не было — их стоит ждать на предстоящих выставках PMA 2003 (Photo Marketing Association) и CeBIT 2003.

Как рассчитывают в «Алионе», результатами конференции станут увеличение объемов продаж и расширение ассортимента закупаемых дилерами цифровых устройств. В ближайшее время компания проведет авторизацию дилеров и предложит им различные маркетинговые программы.

В числе важных для компании «Алион» событий прошлого года были отмечены получение сервисным центром DG Group авторизации от Canon, а также начало отгрузки в ноябре продукции с нового склада, размещенного в комплексе «Молком» (общей площадью 75 тыс. кв. м), который находится в 12 км от Москвы и обеспечивает широкий спектр услуг по складской обработке и таможенному оформлению грузов.