В различных отраслях создаются «компоненты электронного бизнеса»

Межкорпоративная торговля в Internet (B2B) в России продолжает свое развитие, хотя сейчас ее направление меняется от экстенсивного наращивания числа торговых площадок к совершенствованию предоставляемых услуг. Эта новая тенденция особенно была заметна на очередном семинаре РОЦИТ, который назывался «Привлекательны ли электронные торговые площадки и он-лайн биржи?» Выступающие были из разных секторов: торговая площадка «Леспром.ру», система электронных взаиморасчетов Faktura.ru и инвестиционная компания «Финанс-Аналитик», которая занимается Internet-трейдингом.

Торговая площадка «Леспром.ру» построена компанией «Леспром Индастри Консалтинг». Сейчас на ней зарегистрировано около 11 тыс. предприятий, сумма всех лотов, выставляемых на бирже в течение одного дня, составляет 8-10 млн. долл. В 2002 году было заключено более 3 тыс. сделок, при этом 75% контрактов — внутри России.

Одной из важных технологий, которые позволяют привлечь в бизнес деньги частных инвесторов, является Internet-трейдинг. Сейчас эта отрасль электронного бизнеса достаточно успешна. Так, у первой десятки брокеров на ММВБ около 50-60% оборота идет через Internet-шлюз. Однако тарифы на брокерские услуги снизились до пределов рентабельности, поэтому игроки этого рынка заинтересованы в расширении спектра услуг. В частности, «Финанс-Аналитик» продает в розницу свою систему для работы через Internet. Стоит такая система 50 долл., причем около половины из них зачисляется на счет клиента. На этой сумме можно потренироваться в игре на бирже (минимальная сумма для открытия «нормального» счета составляет 30 тыс. руб.). Этой услугой уже воспользовались несколько сотен клиентов компании.

Немаловажным компонентом электронного бизнеса являются системы для заключения сделок в электронной форме.

Одна из таких систем — Faktura.ru, которая предоставляет своим клиентам услуги по оперативному заключению контрактов, подготавливая необходимые документы для оплаты сделок через банковскую систему. За год число банков, работающих с системой, увеличилось в пять раз, а количество клиентов — почти в семь. В результате поток электронных документов, которые прошли через Faktura.ru, увеличился в 40 раз.