Глава Veritas Software о технологиях хранения
Гэри Блюм: «Наладить эффективное резервное копирование и восстановление довольно непросто, и сегодня люди постепенно начинают осознавать сложность этой задачи»

Программное обеспечение управления средствами хранения относится к числу весьма актуальных продуктов. На протяжении последних лет мы слышим о постоянных усовершенствованиях, которые предпринимают крупнейшие производители аппаратного обеспечения, продолжая пополнять свой арсенал новыми программными инструментами, которые должны были компенсировать им падение рентабельности продаж аппаратных компонентов. Возможно, стремительное смещение акцентов от аппаратных к программным средствам хранения вызывает ироническую улыбку у президента и генерального директора Veritas Software, Гэри Блюма, ведь его компания за всю свою историю не сделала своим клиентам ни одного предложения по «железу». Старший редактор еженедельника InfoWorld Дэн Нил встретился с Блюмом и попросил его рассказать о состоянии дел в компании, которая на протяжении многих лет сохраняла безусловную приверженность программному направлению.

Компания Veritas с самого начала заняла на рынке систем хранения исключительно программную нишу. С течением времени известные производители оборудования, такие как EMC, пересмотрели свои взгляды и тоже вышли на рынок ПО. Что вы ощущаете, оказавшись в самом центре схватки?

Отрадно, что крупнейшие производители оборудования наконец смогли по достоинству оценить то, во что мы всегда свято верили: наибольшая ценность заключена именно в программном обеспечении. Кто бы ни пришел на этот рынок — EMC, Sun Microsystems или кто-то иной, все они готовы подтвердить: «Да, именно программы составляют будущее систем хранения». И я абсолютно согласен с ними. Думаю, что мы занимаем уникальную позицию. Ведь наша компания предлагает самый широкий набор программных компонентов, начиная от элементов, работающих на уровне операционной системы, и заканчивая новейшими технологиями сетей хранения и средствами виртуализации. Выйти на программный рынок в сжатые сроки и отвоевать себе на нем достойную нишу — очень сложная задача. Надо пройти путь от предприятия, занятого производством оборудования, к компании, выпускающей программное обеспечение, найти инженеров, способных писать приложения, которые поддерживали бы самые различные сетевые архитектуры, архитектуры баз данных и систем хранения. Это очень непросто.

Осознают ли клиенты преимущества работы с чисто «программной компанией» в области обеспечения управления хранением?

Не знаю, отдают ли клиенты какое-то осознанное предпочтение организациям, специализирующимся на проектировании оборудования или программного обеспечения. Но что им действительно нужно, так это решение, которое работало бы на самых разных аппаратных платформах.

Поясните, пожалуйста, концепцию виртуализации хранения.

Виртуализация, в конце концов, — это как раз то, чем мы занимались на протяжении многих лет «в обличии» технологии управления томами. На самом деле это довольно простая идея. Единственная новая вещь в виртуализации, если, конечно, вы хотите найти что-то новое в этом термине, — перенос данного решения на новую структуру, поскольку технология хранения переместилась теперь в сети. Конвергенция систем хранения и сетей как раз и заключается в простом переносе виртуализации с сервера управления томами в сеть. С фундаментальной же точки зрения в этой концепции нет ничего нового.

Какие новые возможности пользователи ищут в управляющем программном обеспечении сегодня?

Перед клиентами сегодня стоят три основных задачи. Первая — это защита данных и их восстановление после сбоев. Вторая — сокращение персонала, занимающегося технической поддержкой и обслуживанием систем хранения и ИТ-инфраструктуры в целом. И наконец, третья — повышение эффективности использования уже имеющихся средств хранения. А теперь давайте остановимся на каждой подробнее. Мы действительно полагаем, что речь идет о рынке механизмов восстановления после сбоев, а не резервного копирования. Исторически сложилось так, что резервные копии создавались для защиты важной информации и последующего ее восстановления в случае утери. Эта парадигма предусматривала перенос данных на магнитную ленту, которая хранилась в надежном месте. Таким образом с помощью создания резервных копий и последующего их восстановления можно было обезопасить себя от случайного отказа устройства хранения или его повреждения, например, в случае прорыва водопроводной трубы и затопления или пожара в центре данных. После 11 сентября вся парадигма планирования претерпела серьезные изменения, а вместе с ней изменилась и технология восстановления информации после сбоев. На смену так называемому автономному резервному копированию, которое предусматривало установку магнитной ленты в накопитель, запись необходимых данных и последующее перемещение носителя в надежное место, пришло оперативное копирование, осуществляемое на резервном узле. Уроки 11 сентября многому научили наших клиентов, а вместе с ними и нас. Во многих случаях клиенты могут воспользоваться уже имеющимся у них оборудованием, устройствами хранения и серверами.

А что вы думаете о предполагаемом глобальном информационном взрыве?

Системные администраторы наблюдают стремительный рост объемов данных. Спектр хранимой информации расширяется. Ваша ежедневная электронная почта и вообще все, что может быть переведено в электронную форму, записывается на цифровые носители. В результате создаются огромные массивы данных. Но рост информационных массивов требует дополнительных ресурсов, и в один прекрасный момент все ваши резервные мощности окажутся исчерпанными. Производители оборудования не ждут особых дивидендов от восстановления экономики. В ближайшее время им предстоит решить для себя непростую задачу, потому что предпочтения клиентов меняются как на рынке оборудования, так и на программном рынке.

Что в конечном итоге экономика Web-служб потребует от программных средств хранения?

Вместе с Web-службами вы получите нечто такое, к чему стремился мир Internet-компаний. Вопрос лишь в том, какими должны стать Web-службы. Единственная, но принципиальная разница заключается в том, что в этом процессе принимают участие в основном компании, занимающиеся традиционными видами бизнеса. Эра Internet-компаний возрождается, но уже сейчас всем понятно, что это не будет похоже на всех тех продавцов, которые научились обрабатывать заказы и организовывать доставку в интерактивном режиме. Они мало что знают о платежных службах и Web-службах вообще. Я полагаю, что точки соприкосновения Veritas и Web-служб следует искать в сфере обеспечения непрерывности бизнеса и высокой готовности. Вы обрабатываете платежи с помощью какой-то сторонней организации, и в данном случае ключевым требованием к Web-службам являются высокие показатели готовности. А когда мы заводим речь о высокой готовности, это предполагает создание очень надежной архитектуры хранения, пересылку информации на узлы тиражирования и, что еще важнее, на кластерные узлы. Лично для меня это основополагающие моменты, точки, лежащие в верхней части кривой, описывающей параметры непрерывного ведения бизнеса. Здесь не может быть никаких перерывов в обслуживании, все это предполагает постоянную готовность. Поэтому поставщикам услуг подобного рода и Web-службам безусловно необходимы программные средства управления хранением информации.