Обучение — главное, что есть в ИТ-отрасли; во всем мире, кроме России, это понимают. Пока вложения в подготовку людей будут недостаточными, эффективность вложений в ИТ будет чрезвычайно низкой

Учебных центров для ИТ-специалистов в Москве немало, но тех, чей ассортимент курсов позволяет назвать их мультивендорными, совсем невелико. Их число остается стабильным в течение многих лет. Так, старейшему — УЦ «Микроинформ» в 2003 году исполнится 15 лет, центру компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана — 12, «Сетевой Академии ЛАНИТ» и «Академии АйТи» — по 8. Перечисленные центры отличает достаточно широкий ассортимент предлагаемых курсов, высокая доля корпоративных клиентов и относительная независимость от производителей оборудования и программного обеспечения. Размер этого рынка, без учета направления учетных и бухгалтерских программ, ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов оценил в 20-25 млн. долл. Солидный перечень курсов предлагают также САМАН-МАТИ, «Академия Информационных систем Стинс Коман», УКЦ «Интерфейс» и некоторые другие обучающие структуры. Но в данном обзоре рассматриваются только четыре указанных центра, так как они имеют сходные (или стремящиеся к таковым) масштабы и целевую аудиторию, что дает возможность сравнивать их более-менее корректно. Кроме того, руководители выбранных центров сами называют друг друга основными конкурентами.

Отношения с производителями

Как правило, компания-производитель требует от авторизованных учебных центров наличия адекватной материальной базы (оборудованных классов), сертифицированных инструкторов и выполнения ряда финансовых и маркетинговых правил, включая поддержание определенных объемов обучения (в том числе закупок учебных пособий). Оценивается также способность центра инвестировать средства в развитие выбранного направления обучения.

Генеральный директор «Микроинформ» Борис Фридман считает, что самое важное для производителей — это «нейтральность учебного центра по отношению к рынку, каналам сбыта, конкретным продуктам и компаниям, ибо любое пристрастие ограничивает его рынок». Однако и центры, существующие при ИТ-компаниях, например ЛАНИТ и «АйТи», чувствуют себя неплохо.

Финансовые взаимоотношения УЦ с производителем обычно включают в себя некий «входной» платеж за право вести обучение, ежегодные авторизационные платежи и иногда отчисления от оборота. Большинство поставщиков присваивают центрам партнерский статус в полуавтоматическом режиме, но некоторые сами выбирают себе партнеров и проводят их строгий аудит. В основном это компании, которые стремятся превратить обучение в доходную статью, требуя существенных отчислений за каждого обучаемого. В результате стоимость обучения заметно возрастает, и некоторые центры (например, «Специалист») предпочитают не получать официальную авторизацию, по собственному разумению оптимизируя для России стоимость и наполнение авторских курсов по конкретной тематике.

Однако руководители учебных центров отмечают, что наличие сертификации снимает большинство вопросов к качеству обучения, которое является наиболее трудно определимым критерием при выборе УЦ.

Позиционирование

У каждого из учебных центров есть свои особенности, во многом обусловленные его происхождением: одни выросли из ИТ-компании, выделившись в самостоятельное направление бизнеса, другие образовались при учебном заведении в ответ на требования рынка, третьи были созданы именно как образовательный бизнес.

Наличие сертификации курсов в какой-то мере уравнивает центры, но вынуждает их конкурировать по цене и чрезвычайно внимательно относиться к собственному позиционированию. «Все учебные центры говорят о корпоративных клиентах, низких ценах, специальных предложениях, наличии филиалов. Каждый центр, который займет свою нишу на рынке завтра, должен создать четкий образ своей позиции в головах ИТ-специалистов», — считает директор «Сетевой Академии ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев. «Сетевая Академия» позиционирует себя как учебный центр высшей ценовой категории для корпоративных клиентов, способный провести курсы любой сложности по мировым стандартам. «Микроинформ» подчеркивает свою неангажированность, независимость, «Академия АйТи» — возможность регионального охвата, «Специалист» — способность обслуживать огромный поток клиентов.

Рыночная ниша двух последних центров прорисована наиболее четко. «Мы не занимаемся дорогими курсами для узкого круга людей (где стоимость выше 100 долл. за учебный день), а ориентируемся на стабильный и массовый спрос», — определил специализацию своей компании директор центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана Дмитрий Гудзенко. «Академия АйТи» фокусируется на организации одновременного обучения в нескольких регионах по единым стандартам для заказчиков с территориально распределенной структурой: ЦБ, Сбербанка, промышленных холдингов. У академии 15 учебных центров, охватывающих Россию и Казахстан, а в первом квартале текущего года к ним добавится Украина. Ее клиентами являются 10-15 крупных предприятий и финансовых структур из каждого региона, имеющих определенный подход к подготовке персонала, самой академией нередко и пропагандируемый.

«Микроинформ», напротив, принципиально не открывает филиалов, но часто проводит выездное обучение на месте для крупных заказчиков.

Проблемы

Из-за различий в масштабах и задачах УЦ, взгляды их руководителей на проблемы учебного бизнеса существенно различаются. Общей проблемой этого рынка является стремительный рост количества курсов и их диверсификация при небольшом росте числа ИТ-специалистов. «Слушатели предъявляют все более высокие требования к качеству обучения и условиям его проведения, а средняя цена курсов снижается», — отметил Изместьев.

Обучение ИТ-специалистов — инвестиционно-емкий бизнес с долгосрочной отдачей. Неоправданно низкая стоимость курсов, причиной которой являются неизжитая до сих пор привычка к бесплатному обучению, а также политика самих учебных центров, конкурирующих по цене, а не по качеству — это главная проблема рынка ИТ-обучения, как считает Фридман. По сравнению с западным рынком, цена обучения в России занижена в три раза, такой разницы нет ни по аппаратным, ни по программным средствам. Главными компонентами, определяющими размер затрат на организацию обучения, являются: оборудование, которое стоит для отечественного УЦ столько же, сколько и для западного, аренда помещения, цена которого иногда даже выше, лишь персонал обходится дешевле. «Нам еле хватает денег, чтобы покрыть затраты, мы отказываем себе в развитии, а учебный центр как никакой другой бизнес требует больших инвестиций, постоянного обновления техники», — посетовал глава «Микроинформа». Поэтому, по его словам, в России к учебному бизнесу особо не стремятся, практически не появляются новые центры, и для ИТ-индустрии это очень плохая ситуация. «Обучение — главное, что есть в ИТ-отрасли; во всем мире, кроме России, это понимают. Пока вложения в подготовку людей будут недостаточными, эффективность вложений в ИТ будет чрезвычайно низкой», — подчеркнул он.

Гудзенко волнует другое — проблема роста и масштабов. «Мы учим тому же, чему и другие учебные центры, но в таких объемах, как они все вместе взятые», — уверяет он. Распределять по 45 компьютерным классам более ста преподавателей, проводить ежемесячно 10 тыс. часов групповых занятий, еженедельно составлять и корректировать расписание по коротким курсам — непростая задача, учитывая, что количество курсов за последний год удвоилось.

Проблема, с которой нередко сталкивается «Академия АйТи», сотрудничая с кадровыми службами заказчиков — непонимание ими задач автоматизации, в этом случае ИТ-специалисты выпадают из общекорпоративной программы развития персонала. Обучение заказчиков системе развития собственного персонала стоит в планах «Академии АйТи».

Еще одной из проблем УЦ, по мнению Морозова, является отсутствие долгосрочного планирования процесса обучения у многих заказчиков. Сложная логистика бизнес-процессов академии не позволяет оперативно реагировать в случае поступления крупного заказа. Но, по словам Фридмана, в последнее время клиенты стали уделять больше внимания планированию обучения, и в свою очередь, требуют от учебных центров планов на год.