С 21 по 24 января в Москве прошла юбилейная, десятая, выставка «Бухгалтерский учет и аудит».
Сегодня большинство посетителей выставки «Бухгалтерский учет и аудит» приходят на нее с целью приобретения приложений для ведения бухгалтерского учета

Чтобы составить общую картину выставки, автор поинтересовался у ее участников: какие проблемы современного российского бухгалтерского учета и аудита они считают наиболее актуальными; как их компании реагируют на эти проблемы; что нового они могут предложить потребителям по сравнению с прошлой выставкой.

Пожалуй, наиболее уверенно отвечали на поставленные вопросы представители компаний-производителей программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета категории. Это не удивительно: во-первых, для них эта выставка является профильной и, во-вторых, характер продукции заставляет их ориентироваться на конкретные массовые потребности, в отличие от аудиторских компаний, которые в основном связаны с решением уникальных проблем отдельных предприятий. Для консалтинговой компании проблема, порожденная, скажем, очередным поворотом российского законодательства, нередко представляется примитивной. В то же время для производителя программного обеспечения она в большинстве случаев связана с обновлением старых версий продуктов, без которого они теряют работоспособность.

Что же находится в центре внимания компаний-разработчиков? В целом большинство согласны с мнением Алексея Харитонова, руководителя отдела продвижения экономических программ фирмы «1С». Прошлый год проходил под знаком 25 главы Налогового кодекса, когда от всех предприятий потребовали вести отдельный налоговый учет, связанный с исчислением налога на прибыль. Проблемы нынешнего года связаны со следующей по номеру главой. Во-первых, это возможность для небольших предприятий вести налоговый учет по упрощенной схеме, отчисляя либо 6% с оборота, либо 15% с прибыли. Во-вторых, это введение для таких организаций налога на вмененный доход, фактически исчисляемого на основании прогноза прибыли, которую может получить предприятие и коэффициентов, определяемых местными условиями.

Практически все разработчики оперативно отреагировали на эти нововведения. Та же «1С» выпустила версию «бухгалтерии», использующую упрощенную систему налогообложения. На основе версии «6.7 Лайт» популярного продукта «Турбо-Бухгалтер» предложено актуальное решение для малых и средних предприятий. «Интеллект-Сервис» в рамках «БЭСТ Офис» предоставила своим клиентам возможность вести упрощенный налоговый учет. Отметим, что предприятия, которые оказывают информационные услуги, — «Консультант-Плюс», «Гарант», «Референт» и другие — отреагировали на налоговые события не менее оперативно.

Не кодексом единым

Модификация Налогового кодекса является важным, но локальным событием. Интересно также проследить более глубокие тенденции. Среди производителей бухгалтерского ПО можно отметить, во-первых, отчетливо выраженное разделение продуктов на линейки для среднего и крупного бизнеса. Поскольку их деятельность определяется спросом, можно отметить, что этот факт отражает рост уровня подготовки руководителей предприятий, которые стали яснее осознавать специфику работы своих компаний. Профессиональный рост топ-менеджеров отметила, в частности коммерческий директор «Турбо-Бухгалтера» Елена Бахарева: «Директора созрели для компьютера». Усиление тенденции выделения среднего и крупного отечественного бизнеса с ясно оформленной спецификой каждой группы было отмечено разделением этой компании на две самостоятельные части под управлением единого директора: «ТБ Корпорация» обслуживает интересы более крупных компаний.

Растет интерес к приложениям, связанным с управленческим учетом. Комментируя эту тенденцию, директор по маркетингу компании «Интеллект-Сервис» Людмила Пичугина подчеркнула, что, во-первых, соответствующее развитие получил продукт «БЭСТ Про», а во-вторых, были установлены партнерские отношения с Navision.

Кроме того, наблюдается очень высокий интерес к вопросам экономического планирования и в частности бюджетирования. Например, «1С» представила законченное решение по финансовому планированию. О важности этой проблематики свидетельствует значительное число связанных с ней семинаров, прошедших в рамках выставки. Отметим, в частности, организованную редакцией журнала «Директор информационной службы» дискуссию, посвященную проблемам внедрения на предприятии системы бюджетирования, и семинар, который был проведен группой компаний «Тектон». Представители «Тектона» познакомили участников семинара с программным решением, которое позволяет осуществлять бюджетирование в виде иерархического набора финансовых планов, в итоге собирающихся в три основных бюджета — бюджет доходов и расходов, баланс и бюджет движения денежных средств.

Все без исключения респонденты в нашем мини-опросе рассматривают участие на выставке как возможность мониторинга потребительского рынка. В меньшей степени они рассчитывают на то, что выставка скажется на увеличении клиентской базы. Скорее, это событие дает возможность клиентам, прежде всего из регионов, пообщаться с производителями.

Аудитория для аудиторов

Остановимся и на точке зрения аудиторских компаний. Наряду с новшествами в налогообложении в числе актуальных проблем они называют две, с которыми компании-разработчики обычно не сталкиваются. Прежде всего, как отметила Галина Сотскова, начальник отдела по работе с клиентами аудиторской компании «Михалев и партнеры», в российских условиях наличие аттестата не является гарантией качества, что существенно препятствует развитию отрасли. Кроме того, проблемой остается менталитет руководителей предприятий, которые нередко находятся в заблуждении, считая, что аудитор, работающий по контракту, должен решать различные проблемы предприятия, в частности проблему рационализации уплаты налогов. В то же время основной и, возможно, единственной задачей аудитора является подтверждение достоверности отчетности.

Оценивая выставку «в целом», аудиторские компании отметили тенденцию ухода представителей своего направления. Большинство аудиторских компаний, приобретая место для стенда, уже не рассчитывает на получение новых крупных клиентов — они в этом секторе появляются в основном благодаря личным рекомендациям.