На долю IBM Software Group приходится 37% общей прибыли корпорации
Стив Миллз: «У нас нет дочерних компаний. У нас нет независимых подразделений. У нас есть взаимозависимые подразделения»

IBM, наконец, определила стратегическую задачу своего подразделения программного обеспечения. Три года назад корпорация предприняла попытку разработать свои собственные бизнес-приложения и начала заниматься созданием инфраструктурного программного обеспечения, в том числе серверов приложений, баз данных, инструментальных средств совместной работы, а также сетевых продуктов и средств управления защитой.

Сейчас настало время пожинать плоды.

Хотя группа программного обеспечения составляет далеко не самую значительную долю оборота IBM (за первые девять месяцев прошлого года Global Services принесла 45% совокупных доходов IBM, подразделение аппаратного обеспечения — 34%, а группа программного обеспечения — 16%), наибольшей частью своей прибыли корпорация обязана именно ей. За тот же период времени на долю группы программного обеспечения приходится 37% общей прибыли IBM, а для Global Services и подразделения аппаратного обеспечения эти показатели составляют 32 и 23% соответственно.

Поскольку прибыль от программного обеспечения постоянно растет, IBM нацеливается на самые разные рынки. Она вкладывает деньги, расширяет консалтинговые подразделения и службы продаж, занимающиеся ее программным портфелем, и ведет с Microsoft борьбу за корпоративных клиентов. Считается, что эти два производителя — единственные, кто предлагает полный набор инструментальных средств разработки, серверов сообщений и совместной работы, баз данных и систем управления и защиты.

На многих программных рынках, где IBM участвует в конкурентной борьбе, она постоянно увеличивает свою долю в новом бизнесе, тесня других производителей. WebSphere Application Server на равных соперничает с WebLogic компании BEA Systems за лидерство на рынке серверов приложений. СУБД DB2 корпорации IBM в 2001 году опередила давнего лидера этого рынка — программный продукт корпорации Oracle. А торговая марка Tivoli укрепилась в тройке ведущих программных пакетов управления сетями и занимает первое место на рынке программного обеспечения управления средствами защиты.

Конечно, сделать предстоит еще немало. После массовой скупки программных компаний в 2002 году, когда IBM потратила миллиарды на приобретение таких фирм, как Access360, Holosofx, MetaMerge, TrelliSoft и Rational Software, корпорации приходится разрешать все проблемы, связанные с изменением инфраструктуры, а также заниматься интеграцией технологий, доставшихся ей в результате этих приобретений.

Группа программного обеспечения корпорации IBM с оборотом в 13 млрд. долл. сегодня обрела четко очерченную целевую аудиторию: предприятия среднего размера.

Хотя, безусловно, для IBM в целом традиционными клиентами являются крупные компании, корпорация стремится расширить круг своих клиентов, включив в него предприятия среднего размера. По словам представителей IBM, потенциальная покупательная способность этого рынка, где работает свыше 400 тыс. компаний, в которых работает от 100 до 1000 человек, составляет 15 млрд. долл. При этом для 30 тыс. крупных корпораций, где работает свыше 1000 человек, этот показатель составляет 11 млрд. долл.

На рынке средних предприятий IBM в первую очередь ориентируется на независимых разработчиков программного обеспечения и партнеров, которые будут интегрировать, устанавливать и продавать программные продукты IBM. Чтобы помочь своим партнерам по каналам продаж, IBM инвестирует 1 млрд. долл. в развитие стратегий партнерства.

Кроме того, группа программного обеспечения прошлой осенью анонсировала сокращенные версии сервера приложений, СУБД, портала и программного обеспечения интеграции, разработанного — и попадающего в соответствующую категорию цен — специально в расчете на предприятие среднего размера.

«IBM в течение многих лет пытается предлагать продукты не только крупным корпорациям, — заметил Фрэнк Дзюбек, президент компании Communications Network Architects. — Теперь она, наконец, нашла определенные возможности это сделать».

Данная стратегия, возможно, не безупречна, но она подкреплена немалыми ресурсами.

Одним из залогов успеха является участие в этом проекте Стива Миллза, старшего вице-президента IBM и главы подразделения программного обеспечения. Миллз помог реализовать многолетнюю программу модернизации программного обеспечения IBM и заложил основу для выхода на рынок средних предприятий.

Он реорганизовал диапазон выпускаемых продуктов, объединил сервер приложений, портал, брокер интеграции MQ Series и программное обеспечение интеграции CrossWorlds под общей торговой маркой WebSphere. Заслугой Миллза является приобретение Lotus и Tivoli, с тем условием, что каждая компания сохраняет относительную свободу. Он планирует сделать то же самое с производителем инструментария разработки приложений — компанией Rational, о покупке которой IBM объявила в декабре.

«Организационная структура во всех моих подразделениях идентична в том, как мы организуем маркетинг, разработку и продажи, — заметил Миллз. — У нас нет дочерних компаний. У нас нет независимых подразделений. У нас есть взаимозависимые подразделения».

Укрепив организационную сторону работы группы, Миллз решил унифицировать программные ресурсы IBM на уровне кода. Он добивается того, чтобы в рамках известных программных продуктов создавались повторно используемые компоненты, отличающиеся значительной модульностью. По словам Миллза, изменив принципы разработки продуктов так, чтобы добиться максимальных преимуществ от модульных компонентов, которые используются в различных программах IBM, можно на 80% сократить затраты на создание кода и выпускать новые решения вдвое быстрее.

Сейчас группы разработки программного обеспечения обязаны работать со своими коллегами над созданием единых платформных архитектур. «Они не должны предлагать независимые архитектуры или решения, которые не являются частью обширной архитектуры, составляющей основу наших продуктов», — подчеркнул Миллз.

Миллз также использует значительные «покупательские возможности» IBM, восполняя пробелы в линейке продуктов, ориентированных на предприятия среднего размера. С приобретением в прошлом году компании CrossWorlds корпорация получила инструментарий управления бизнес-процессами. Access360, которая обеспечивает предоставление данных для идентификации и аутентификации, а также MetaMerge, производитель службы каталогов, пополнили серию программных продуктов Tivoli.

В результате приобретения Rational (сумма сделки оценивается в 2,1 млрд. долл.) IBM сможет предложить все, что требуется для создания, развертывания и управления бизнес-приложениями. Миллз отметил, что покупка Rational позволит корпорации завершить комплектацию спектра программных продуктов промежуточного слоя, которая, по убеждению Миллза, может быть ограничена пятью торговыми марками: WebSphere, DB2, Tivoli, Lotus и Rational.

Недовольные

Несмотря на предпринятые попытки IBM, далеко не все согласны с тем, что начавшаяся атака на рынок средних предприятий себя оправдает. Некоторые аналитики считают, что хотя IBM не раз с честью справлялась с решением самых сложных технологических задач, все же ей будет нелегко переориентироваться на компании меньшего размера, чем те, которые принадлежат привычному кругу ее клиентов.

IBM работает в основном с крупными организациями, оказывая им всеобъемлющую поддержку, средним же предприятиям необходимы готовые решения.

«IBM очень хороший поставщик для компаний, которые хотят создавать решения. Их устраивает, когда компания берется за создание очень сложных решений. Небольшим же фирмам требуется нечто иное», — считает Джошуа Гринбаум, руководитель компании Enterprise Applications Consulting.

Эрик Остволд, директор по исследованиям компании AMR Research, придерживается того же мнения. Продукты, предлагаемые IBM, прекрасно подходят для решения сложных технологических задач на корпоративном уровне, например, для крупнейших в мире банков и электронных торговых площадок. Но Остволд сомневается, сможет ли IBM превратить эти сложные и всеобъемлющие системы в решения, подходящие для предприятий среднего размера.

«Если бы я был директором по технологиям крупной компании, и у меня бы работало 5 тыс. человек, я бы использовал системы IBM. Но я директор малого предприятия, и у меня работает только 50 человек, и здесь все абсолютно по-другому», — заметил он.

Такие производители, как Oracle, SAP и PeopleSoft, также активно развивают собственные стратегии, рассчитанные на средний бизнес, однако, как считает Гринбаум, все они слишком сильно ориентированы на крупных покупателей, чтобы можно было всерьез говорить об эффективной работе с небольшими компаниями.

Аналитики подчеркивают и тот факт, что IBM предстоит к тому же решить монументальную задачу по интеграции нового и старого программного обеспечения.

Однако Миллз заметил, что IBM удалось уже немало сделать в этом направлении и сейчас компания старается везде использовать общий код, для того, чтобы максимально все упростить. В качестве примера Миллз привел Tivoli, программное обеспечение управления сетями, которое сейчас включает в себя базовые элементы WebSphere, СУБД DB2 и те же средства программирования на языках Java и XML, что и остальное программное обеспечение промежуточного слоя от IBM. Сейчас корпорация аналогичным образом модернизирует и продукты Lotus.

Руководство IBM подчеркивает, что стремление использовать общий программный код в различных продуктах не является попыткой «обязать» пользователей работать только с продуктами корпорации, хотя аналитики считают, что подобная стратегия обеспечит IBM серьезные преимущества.

Жан-Пьер Гарбани, директор по исследованиям компании Giga Information Group, заметил, что связь WebSphere, DB2 и Tivoli напомнила ему давние времена IBM и SNA.

Такая взаимозависимость означает, что самым лучшим продуктом для управления программным обеспечением IBM является решение Tivoli», — сказал он.

Подобное преимущество станет еще более очевидным, когда IBM модернизирует свою инфраструктуру центра обработки данных. Лучшим средством управления центром обработки данных, ориентированным на решения IBM, станут продукты Tivoli, поскольку Tivoli сможет оценить новые возможности сервера IBM задолго до того, как такую возможность получат другие производители.

Следующим этапом для Миллза и группы программного обеспечения IBM станут саморегулирующиеся вычисления (autonomic computing) — глобальная инициатива корпорации, касающаяся создания систем, способных самостоятельно контролировать свою работу, управлять ею и поддерживать свою работоспособность.

Эта концепция не нова. Принципы саморегулирования давно интегрируются в спутники, космические челноки, мэйнфреймы и оборудование для центральных офисов операторов, но саморегулирующиеся вычисления никогда не реализовывались в подобном масштабе.

«Ничего подобного в мире программного обеспечения никогда не делалось», — заметил Дзюбек.

По оценкам аналитиков, компания тратит более 500 млн. долл. в год на разработку технологий саморегулирующихся вычислений. Саморегуляция — основа и двух других инициатив IBM: сетей распределенных вычислений, где объединяются вычислительные и другие резервные ИТ-ресурсы, и «электронный бизнес по требованию», который предоставляет вычислительные ресурсы по мере необходимости, действуя во многом так же, как обычные коммунальные службы.

На реализацию данных инициатив выделяются достаточно большие средства. Генеральный директор IBM Сэм Палмизано в октябре сказал, что «вычисления по требованию» (Computing on Demand) — это следующий этап развития вычислительных систем, и IBM предоставила 10 млрд. долл. на исследования и разработку, приобретения и маркетинг, необходимые для реализации этого проекта.

Теперь же остается подождать, сможет ли группа программного обеспечения IBM добиться того, что от нее ждет Палмизано.

IBM на марше