Сегодня в полной мере можно опереться на ОС Linux для работы с VoIP

Программные пакеты IP-телефонии с открытым кодом помогут пользователям отрешиться от старого мира традиционных офисных телефонных систем и офисных АТС с закрытыми операционными системами и дорогостоящими специализированными компонентами. Клиенты, желающие пересылать голос по IP-сетям, сегодня в полной мере могут опереться на ОС Linux. По словам аналитиков, бесплатные программные пакеты для организации телефонной связи — а многие из них по качеству не уступают коммерческим продуктам — все шире открывают перед нами возможности технологии пакетной передачи голоса.

Платформа Linux с открытым кодом постепенно занимает все более важное место в инфраструктуре компьютерной телефонии компании Sitel Worldwide, обеспечивающей работу центров телефонного обслуживания таких известных клиентов, как Cox Communications, Verizon Communications и Mitsubishi Motor Sales of America. Sitel уже установила Linux-серверы, обслуживающие приложения и базы данных, более чем в 20 центрах, находящихся в различных странах мира.

На Web-сайте авторов проекта OpenH323 Project имеется также программное обеспечение для создания приложений программных телефонов H.323 на базе Linux и сервера конференций, построенного на основе H.323 и Linux

Серверы PowerEdge 2650 корпорации Dell, на которых установлена ОС Red Hat Linux и СУБД Oracle Enterprise Server, поддерживают взаимодействие с офисными АТС с коммутацией каналов, разработанными компанией Nortel Networks, предоставляя приложениям поддержки центров телефонного обслуживания клиентскую информацию, выборка которой осуществляется с помощью технологии идентификации вызывающего абонента.

Скотт Кларк из компании Sitel заявил, что вполне удовлетворен надежностью работы Linux-систем в своих операторских центрах, особенно если принять во внимание достаточно большой территориальный разброс многих узлов, затрудняющий проведение мероприятий по технической поддержке непосредственно на месте возникновения сбоя.

«Linux-серверы надежны, как скала, — заметил Кларк. — Установив их однажды, вы больше не испытываете никаких неудобств».

В отличие от традиционной для Linux роли средства организации доступа к Web, файловых серверов и серверов печати, компьютеры Sitel, работающие под управлением ОС Linux, служат платформой для выполнения приложений, осуществляющих взаимодействие в оперативном режиме реального времени с инфраструктурой маршрутизации звонков. Тем самым задержки фактически сводятся к нулю.

В центре данных Sitel развернуто несколько серверов RS/6000, работающих под управлением операционной системы IBM AIX, однако установка таких компьютеров в остальных центрах данных могла бы обойтись компании слишком дорого. По словам Кларка, использование Linux вместо систем IBM AIX позволило сэкономить около 9 тыс. долл. на каждый сервер.

Пользователям, которые уверенно чувствуют себя с программным обеспечением с открытым кодом и предпочитают выполнять операции самостоятельно, сегодня предлагается множество вариантов бесплатно распространяемых программ для построения систем передачи голоса по IP-сетям (Voice-over-IP, VoIP) и поддержки компьютерной телефонии.

Программные пакеты с открытым кодом, поддерживающие Session Initiation Protocol (SIP) и протокол организации шлюзов H.323, предлагаются, в частности, компанией Vovida и кафедрой информатики Колумбийского университета. Vovida, приобретенная в 2000 году корпорацией Cisco Systems, разработала на базе Linux сервер телефонии, который обеспечивает необходимые преобразования для протоколов H.323, Media Gateway Control Protocol и SIP, а также включает в свой состав прокси-сервер и сервер конференций SIP.

Свободно распространяемый шлюз SIP-H.323 можно бесплатно загрузить с сайта Колумбийского университета. Программное обеспечение осуществляет преобразования трафика, который пересылается между узлами, использующими два эти протокола, и позволяет использовать телефонные коммутаторы SIP и H.323 в одной сети.

Оба пакета уже прошли процедуру тестирования в учебном заведении Menlo College, в корпусах которого установлены офисные АТС, поддерживающие IP-телефонию, IP Cisco CallManager, телефоны Cisco, SIP-телефоны других производителей и ПК, поддерживающие протокол SIP.

Директор информационной службы Menlo College Патрик Олсон, руководивший процессом внедрения технологий VoIP, считает, что программное обеспечение SIP с открытым кодом, разработанное в Колумбийском университете, стало хорошим дополнением сети вуза. «Больше всего мне понравился шлюз SIP-H.323, — отмечает он. — Оборудование Cisco CallManager осуществляет контроль за всеми телефонными номерами. Достаточно просто объявить устройства SIP телефонами H.323 и подключить их через шлюз к CallManager».

Таким образом, появляется возможность организовать связь между продуктами SIP, выпускаемыми третьими фирмами (в частности, Pingtel), и оборудованием CallManager, которое не имеет средств непосредственной поддержки протокола SIP.

Среди других пакетов с открытым кодом можно выделить программное обеспечение компьютерной телефонии H.323 Bayonne и OpenH323 Project.

Bayonne представляет собой сервер приложений компьютерной телефонии, который функционирует на платформе Linux и может быть использован для организации интерактивной обработки голосовых запросов, интеграции голосовых функций на Web-сайте и построения небольших корпоративных систем голосовой почты.

Программное обеспечение OpenH323 Project предназначено для создания серверов шлюзов на платформе Linux, которые играют роль моста между сетью H.323 и общедоступной телефонной сетью. На Web-сайте авторов данного проекта имеется также программное обеспечение для создания приложений программных телефонов H.323 на базе Linux и сервера конференций, построенного на основе H.323 и Linux.