Успех использования ИТ в корпоративной среде в значительной степени определяется человеческими взаимоотношениями. В основе неудач большинства ИТ-проектов лежат отнюдь не технические недоработки, а человеческий фактор.

Джона Джонсон — директор исследовательской компании Nemertes Research. С ней можно связаться по электронной почте johna@nemertes.com
Хотелось бы вспомнить встречу с человеком, которому не так давно предложили возглавить информационную службу компании. Когда я спросил, а нравится ли ему новая работа, он некоторое время колебался, после чего откровенно признался, что ненавидит ее: «Дело в том, что теперь мне приходится общаться с людьми целый день».

Я понимаю весь ужас его положения, ведь мне-то совершенно ясно, о чем идет речь. Работа разработчика четко формализуема, имеет цель и направление ее достижения. Можно сосредоточиться на сути, а не на блуждании в лабиринте бесчисленных и непонятных человеческих проблем. У компьютерного кода не портится настроение лишь оттого, что вы больше времени проводите с другой программой. Да и с телефоном, конечно, могут происходить какие-то странные вещи, но вы можете быть уверены, что он не пойдет жаловаться на вас начальнику и не будет плести интриги.

Многие полагают, что, так как я женщина, человеческое общение является для меня совершенно «естественным» процессом, что обусловлено влиянием

X-хромосомы. (Стереотипы — часто вещь довольно забавная). На самом же деле, я чувствую себя здесь достаточно хорошо лишь потому, что упорно работаю в этом направлении. Несколько лет назад работа просто «доставала» меня, потому что мне приходилось проводить с людьми весь день. А они очень часто ведут себя совершенно неразумно (это заложено в их природе). И вот однажды, в пятитысячный раз нетерпеливо выплеснув из себя аргументы и получив столь же эмоциональный ответ, я задумалась и решила-таки обратиться к специалисту, который пояснил бы мне, что происходит.

Это оказалось лучшим решением, которое только можно придумать. Медленно и терпеливо мне разъясняли основные принципы построения взаимоотношений между людьми, буквально повторяющие принципы того, что принято называть «системным инжинирингом». Да, люди могут вести себя нелогично, но они становятся вполне предсказуемыми, как только вы поймете, чем они живут. Здесь, да и в любом инженерном проекте, как только вам становятся понятны свойства составляющих элементов, можно приступать к построению эффективной системы.

Подводя итог, беру на себя смелость утверждать, что организация взаимодействия между людьми и связанные с этим вопросы являются одним из основных компонентов успеха (для вашего проекта, вашей организации, и наконец, для вас лично). Будучи инженером, вы имеете очень важное преимущество перед всеми остальными: вы способны понять своих коллег, применяя подход системного инжиниринга.