Прошла десятая конференция Hewlett-Packard Software Universe — ежегодный международный сбор специалистов, клиентов и партнеров компании по программному бизнесу.

Выступая на конференции, Питер Блэкмор отметил, что сегодня от производителей ждут решений, которые позволят свести к минимуму затраты на риск, обеспечив максимально возможный показатель по возврату инвестиций в ИТ, или ROIIT
Корпоративные международные конференции лидеров компьютерного рынка все больше походят на шоу — без эффектного видеоряда и лазерных представлений, они, как правило, не обходятся. По крайней мере, так выглядит обычно открытие мероприятия. Яркое вступление сменяется технологическими презентациями самой компании и ее партнеров, учебными курсами для специалистов. Десятая по счету конференция HP Software Universe, собравшая в Лиссабоне две с лишним тысячи участников, проходила именно по такому сценарию.

Однако шоу не будет интересным, если свести его к череде анонсов. Нужна «сверхидея», объединяющая новинки в стратегию. Особенно необходима она сегодня, в не самые легкие времена для ИТ-рынка, когда просто интересными технологиями заказчика уже не привлечешь. Как отметил глава аналитической компании META Group Дейл Кутник, любую инициативу в области ИТ предприятие сегодня рассматривает как риск. Поэтому от производителей ждут решений, которые позволят свести к минимуму затраты на риск, обеспечив максимально возможный показатель по возврату инвестиций в ИТ, или ROIIT — такой термин употребил исполнительный вице-президент HP Enterprise Systems Group Питер Блэкмор. На достижение в числе прочего и этой цели направлена новая стратегия НР в области программного обеспечения — создание платформы адаптивного управления информационной инфраструктурой.

Новая модель управления ИТ

Попытка выйти со своими предложениями на динамично развивающийся и очень перспективный ныне рынок интеграции приложений оказалась для НР неудачной. Зато управление ИТ-средой — та область, где НР со своей программной платформой OpenView всегда была среди лидеров. По мнению многих аналитиков, рынок наконец созрел, чтобы воспринять принципы управления ИТ-департаментами как сервисной структурой, строящей отношения взаимовыгодного сотрудничества с основным бизнесом. Эти принципы, описанные в библиотеке лучшего международного опыта управления ИТ-инфраструктурами ITIL, НР положила в основу своей модели управления ИТ-услугами (IT Service Management, ITSM), внедрение которой ведет консалтинговое подразделение компании. HP одной из первых начала их реализацию в рамках OpenView.

В основе провозглашаемой НР концепции адаптивного управления ИТ-инфраструктурой лежит предоставление бизнесу услуг гарантированного качества и заданной стоимости, а также новый подход к организации вычислительных ресурсов, который НР реализует в анонсированном год назад семействе решений Utility Data Center (UDC). По замыслу компании, UDC в перспективе позволит превратить распределенную компьютерную инфраструктуру в нечто подобное коммунальной услуге, когда пользователь по запросу сможет получить нужную ему информацию или вычислительные услуги.

Сегодня реализация UDC находится на этапе создания консолидированных центров данных на основе серверных кластеров и сетей хранения. Используя технологии виртуализации на разных уровнях, UDC собирает в единое целое ресурсы центра данных, так что они могут свободно перераспределяться между приложениями. Ключевым элементом UDC является так называемый utility controller, который отвечает за динамическое выделение ресурсов тем прикладным системам, которым они необходимы. Этот программный контроллер позволяет с помощью простых действий конфигурировать и назначать ресурсы центра данных в ответ на те или иные потребности пользователей. При этом никакого физического перемещения ресурсов не происходит.

Одновременно программные модули OpenView отвечают за то, чтобы выделенные приложению ресурсы соответствовали уровню качества той услуги, в обеспечение которой вносит свой вклад это приложение. Теперь НР делает следующий шаг: интегрирует управление службами с программными средствами выделения ресурсов UDC. Результатом этого становится интеллектуальный мониторинг компьютерной инфраструктуры с возможностью автоматически реагировать в реальном времени на изменения потребностей и условий ведения бизнеса и динамически перераспределять ресурсы для выполнения сервисных соглашений. В этом и состоит суть адаптивного управления инфраструктурой. Такая самонастройка исключительно важна в условиях, когда ИТ-среда очень сложного состава оказывает решающее влияние на основную деятельность компаний. Адаптивное управление обеспечит гибкое реагирование на постоянные изменения в тех задачах, которые ставит перед ней бизнес. По статистике, сейчас в большинстве компаний существующие компьютерные мощности задействованы не более чем на 20-35%, а с переходом к адаптивной инфраструктуре этот показатель может возрасти до 75%.

Надо отметить, что схожие инициативы по созданию среды «коммунальных» ИТ-услуг и вычислений «с самообслуживанием» присутствуют в арсенале основных конкурентов HP — Sun Microsystems (проект N1) и IBM (On-Demand Computing). В актив НР, безусловно, можно записать многолетний опыт управления гетерогенными средами и уже упомянутое лидерство в реализации идей ITSM. Впрочем, несмотря на наличие механизмов интеграции OpenView и UDC, платформа адаптивного управления НР, как и проекты конкурентов, пока остается в большей степени декларацией стратегического направления развития. Но уже на конференции в Лиссабоне за предоставлением стратегии последовали анонсы новых версий модулей OpenView и программных систем НР для телекоммуникационной отрасли, а также принципиально новых продуктов.

Анонсы

К конференции НР приурочила выход более 30 усовершенствований в OpenView и продуктах управления телекоммуникационной инфраструктурой.

В новых версиях модулей OpenView Network Node Manager (NNM) и NNM Extended Topology релизована технология интеллектуальной диагностики сети, которая, помимо анализа причин возникновения проблемных ситуаций, позволяет также автоматически опрашивать сеть, получать дополнительную информацию и на ее основе предсказывать сбои, способные оказать пагубное влияние на бизнес-процессы, а кроме того, быстрее и точнее выявлять причины сетевых неисправностей. Помимо этого, средства сетевого управления ОpenView теперь позволяют работать с дополнительными сетевыми протоколами и сложными сетевыми конфигурациями, поддерживая устройства MPLS VPN, OSPF и HSRР. Объявлена и поддержка протокола IРv6.

Управление Web-службами — особая проблема, как в силу неразвитости стандартов в этой области, так и потому, что управлять надо средой, объекты которой находятся в постоянной динамике. Поэтому до последнего времени у НР был опыт управления только платформами для развертывания Web-служб. Базовый модуль OpenView Operations для управления системами и приложениями включает в себя специализированные управляющие компоненты Smart Plug-In (SPI) для стандартных прикладных систем, баз данных и операционных систем. Такие SPI появились для наиболее популярных серверов Web-приложений, которые теперь преобразуются в платформы для развертывания новой технологии Web-служб. Первой ласточкой была SPI для SunONE Application Server; сегодня НР предлагает модули управления и для BEA WebLоgic, IBM WebSphere и Microsoft .Net Enterprise. Еще ближе к управлению непосредственно Web-службами стоят модули SPI для контроля работоспособности, доступности и времени отклика серверов каталогов Web-служб UDDI и SOAP-серверов. В Лиссабоне были анонсированы, в частности, SPI для сервера Apache Axis SOAP и UDDI SPI.

Однако НР сделала решительный шаг вперед, предложив технологию управления не средой, а самими Web-cлужбами. На конференции НР Software Universe был представлен механизм Web Services Management Engine (WSME), который сможет перехватывать транзакции Web-служб, реализованных на базе SOAP и WSDL. Данное решение позиционируется не как отдельный продукт, а как технологическая инициатива НР по созданию серии программных компонентов в сотрудничестве с партнерами и клиентами. Часть компонентов WSME, а именно WSM-агенты, должны размещаться на этих платформах или быть связаны с ними. Другая часть будет интегрирована с модулями OpenView и Transaction Analyzer. Последний также относится к новинкам OpenView и впервые позволяет выполнить декомпозицию транзакции от сервера приложений к конечной базе данных и измерить влияние всех компонентов передающей среды сервера приложений на общую производительность транзакции.

НР для телекоммуникаций

После приобретения Compaq компания стала заметным поставщиком управляющих решений для телекоммуникационных компаний, получив в свое распоряжение систему TeMIP (Telecommunications Management Information Platform). Это специализированная система для поддержки различных типов оборудования и разных типов услуг. На конференции в Лиссабоне было объявлено об интеграции TeMIP с модулями управления сетями и системами OpenView Network Node Manager и OpenView Operations и поддержке этой системы на платформах HP-UX и Sun Solaris.

Специалисты московского представительства НР, комментируя продукты компании в сфере телекоммуникаций, рассказали, что у нас в стране уже запущено два пилотных проекта по TeMIP и открыт посвященный ей демоцентр. Еще один продукт НР, который сейчас активно продвигается на отечественный рынок, — Internet Usage Manager (IUM), система управления широкополосными сетями и разнородными услугами на их базе, позволяющая собирать и обрабатывать данные с различного оборудования и строить на их основе единую систему биллинга. Одна из самых крупных в Европе сделок по последней версии IUM заключена с российским оператором МТС.

Другое телекоммуникационное решение — НР OpenCall, с которым на конференции было связано множество анонсов, пока не торопится с широким распространением в России. OpenCall — платформа для разработки новых услуг, таких, например, как телефонное голосование или телеконференция. Для российского рынка, который еще не прошел этап интенсивного роста телекоммуникационных сетей, такие возможности станут актуальными тогда, когда конкуренция между операторами перейдет на уровень предоставления уникальных услуг.

«Партнер года»

Еще одно событие, традиционно происходящее в рамках HP Software Universe: Нewlett-Packard награждает званием «Партнер года» европейские компании, особо отличившиеся в продвижении программных продуктов НР и связанных с ними услуг. В этом году среди девяти лауреатов почетного звания оказалась российская компания TopS BI, которая первой в нашей стране получила статус HP Service Integrator.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями