В Giga не видят реальных перспектив их распространения в ближайшие два-три года

При всей шумихе последних лет Web-службы, по существу, так и не смогли оправдать возложенные на них ожидания. Фактически, Эндрю Бартелс, вице-президент и руководитель исследований компании Giga Information Group, не видит реальных перспектив распространения Web-служб на рынке корпоративных приложений в ближайшие два-три года.

Главная цель общекорпоративных Web-служб — создание единой среды за счет организации связи пользователей, предоставления новых возможностей работы сотрудникам и интеграции бизнес-процессов с поставщиками и клиентами. Но Web-службы способны добиться этой цели только при наличии стандартов. Как заметил Бартелс, вопрос о том, как будут внедряться стандарты, до сих пор остается предметом горячего обсуждения.

На состоявшемся в ноябре в Торонто симпозиуме RBC Financial Group eBusiness Intelligence Symposium Бартелс рассказал о нескольких возможных сценариях развития событий в ближайшие годы, причем наиболее вероятны из них следующие два.

«Если никакая организация не возьмется за выработку стандартов, их определят сами производители», — подчеркнул Бартелс. В этом случае доминирующее положение займет то, что он назвал развернутым пакетом корпоративных приложений, поставщиками которого в первую очередь станут такие компании, как J.D. Edwards, Oracle, PeopleSoft и SAP. Пользователям придется приобретать пакеты приложений Web-служб, в силу чего потенциальные затраты будут довольно высокими.

Если же в разработке стандартов примут участие пользователи, тогда победит модель наилучших решений, или, как назвал ее Бартелс, модель «Лего», при которой будут объединяться и гармонично работать отдельные приложения различных производителей. Преимущество последней модели заключается в том, что затраты на программное обеспечение окажутся значительно ниже, поскольку пользователям придется платить только за то, что им нужно, и тогда, когда им это понадобится. При реализации второй модели доминирующее положение займут такие производители, как BEA, Microsoft и IBM.

Хитеш Дани, представитель отделения компании Microsoft, сторонник второго подхода. По его словам, ИТ могут действовать как катализатор внедрения Web-служб. Компании будут стремиться перейти от разнородной смеси к «гармоничным» приложениям. «Этого можно будет добиться за счет интеграции на базе единой архитектуры», — подчеркнул Дени.

Он заметил, что, согласно прогнозу Gartner, оборот рынка программного обеспечения Web-служб в 2003 году достигнет 1,7 млрд. долл., а, по данным IDC, расходы на интеграцию приложений предприятия в том же году достигнут 50 млрд. долл.

Однако прогноз Бартелса не столь радужен. «Не следует больше рассчитывать на то, что Web-службы завоюют мир», — заметил он. Хотя Бартелс согласен с тем, что рост объема использования Web-служб будет способствовать изменениям на предприятиях, он не может с определенностью сказать, как скоро это произойдет, учитывая состояние экономики. По его словам, 2003 год — срок чересчур оптимистичный.

Традиционно за серьезным спадом следует серьезный подъем, а за незначительным — незначительный. Поскольку последний спад был относительно небольшим, нет причин рассчитывать на резкий рост в следующем году расходов на ИТ.

Бартелс четко дал понять, что он сторонник внедрения нового поколения корпоративных приложений. Особо он выделил системы управления отношениями с клиентами, автоматизации управления отделами продаж, анализа, управления персоналом и финансами, как области, которые существенно выигрывают от реализации общекорпоративных решений.

Но у этого подхода есть и недостатки. Некоторые организации в своем стремлении во что бы то ни стало реализовать новые технологии, приобрели, к примеру, сразу несколько различных систем управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM).

Прежде, чем их можно будет перевести на Web-службы, следует тщательно оценить технологии.