Компании FedEx и UPS по праву считаются сторонниками внедрения новейших технологий и использования самых передовых методов
Как FedEx, так и UPS по праву считаются сторонниками внедрения новейших технологий и использования самых передовых методов

«Вскоре наступит время, когда информация о посылке будет иметь не менее важное значение, чем сама посылка». Из всех пророческих высказываний о развитии технологий за последние десятилетия это утверждение мы включили бы в список оказавшихся ближе всего к истине. Еще в 1979 году основатель и генеральный директор FedEx Фредерик Смит сделал это заявление, подчеркнув, таким образом, что ближайшая четверть века станет периодом бурного развития ИТ. Слова эти стали настолько символичными, что позже их, не стесняясь, повторили без какой-либо ссылки на первоисточник (правда, в несколько более общей форме) конкуренты из United Parcel Service.

Конкуренцию между корпорациями FedEx и UPS по сравнению с другими известными соперниками (например, Ford и General Motors или Coke и Pepsi) можно назвать вполне джентльменской, но тем не менее бескомпромиссной. А элементарная по своей сути природа услуг, заключающаяся в том, чтобы погрузить посылку на автомобиль или самолет и убедиться, что она доставлена по назначению, заставляет уделять информационному обеспечению особое внимание — а это, в свою очередь, влечет за собой периодическую публикацию обеими компаниями сообщений об очередных инновациях в области ИТ.

Первые всходы нововведений

Общеизвестно, что компания FedEx поначалу не была похожа ни на кого другого. Она влилась в бизнес XX столетия, претворяя в жизнь концепцию доставки за одну ночь, за описание которой студент Смит, обучавшийся в 60-е годы в Йельском университете, в свое время получил оценку «удовлетворительно». Но несмотря на довольно прохладное отношение окружающих к своей идее он в 1971 году все же решил основать FedEx.

В 1978 году на грузовиках компании были установлены радиостанции, позволяющие осуществлять голосовую связь. А уже через два года у FedEx появилась собственная, революционная на то время беспроводная сеть передачи данных Digitally Assisted Dispatch System (DADS).

Система повысила эффективность работы компании за счет отказа от переговоров по радио. Теперь в случае необходимости изменения маршрутов водителей диспетчеры отправляли им текстовые сообщения. То же самое происходило и при поступлении заявок от клиентов на прием груза. Система DADS, которая, кстати говоря, применяется до сих пор, в первый же день ее использования обеспечила повышение производительности труда курьеров на 30%.

DADS всегда представляла собой частную сеть, но времена меняются. Старший вице-президент FedEx Services по технологиям Уинн Стивенсон заметил, что его компания положила в США начало переходу к гибридным сетям, которые в городах построены на основе общедоступной технологии GPRS, а в сельской местности и удаленных областях — на базе архитектуры частных сетей. По словам Стивенсона, причиной такого решения является то, что стоимость внедрения служб GPRS не выходит за рамки разумного, а сама технология покрывает все потребности FedEx.

В 1986 году компания решила перейти на беспроводные портативные устройства SuperTracker, которые находят применение и по сей день. Информация о посылке регистрируется этим устройством путем считывания штрих-кода. Когда курьер возвращается к грузовику, он вставляет SuperTracker в устройство DADS, и информация поступает в центральную систему Customer Oriented Service and Management Operating System (COSMOS), в которой накапливаются сведения обо всех грузах и перевозках.

Технологическое лидерство FedEx в значительной степени объясняется тем, что компания всегда стимулировала рационализаторскую деятельность своих сотрудников. «За предложения, способствующие повышению производительности труда, Смит предлагает премии размером до 25 тыс. долл.», — отметил Ховард Ротман в своей книге «50 компаний, которые изменили мир» (50 Companies that Changed the World, Career Press, 2001). На страницах этой монографии FedEx отводится особое место.

В 1989 году, когда FedEx приобрела международную транспортную компанию Flying Tigers, один из пилотов последней, который выполнял по совместительству еще и функции программиста, написал приложение, позволившее кадровой службе выработать общие параметры оценки квалификации летчиков. Пилот-программист получил щедрую награду, а его разработка используется до сих пор.

FedEx, подталкиваемая Смитом, в числе первых перешла на использование видеоконференций, беспроводной связи и штрих-кодов (во многих из этих начинаний она и вовсе выступала в роли первопроходца).

Однако руководству организаций, в которых высоко ценятся нововведения, следует помнить, что роз без шипов не бывает. В данном случае «шипами» становятся неизбежные в таких случаях ошибки.

Лори Таккер пришла в FedEx в 1979 году и успела поработать здесь на самых разных должностях. Сейчас она занимает пост вице-президента компании по глобальному маркетингу. Таккер вспоминает, как в 1996 году в FedEx попытались заняться Web-публикациями. Этой инициативе так и не суждено было осуществиться. Идея проекта заключалась в том, чтобы помочь компаниям в создании собственных Web-сайтов с помощью шаблонов, разработанных специалистами FedEx. Однако идея не нашла отклика среди пользователей. «Людей удивило, с чего это вдруг транспортная компания решила заняться издательским бизнесом, — пояснила Таккер. — Но тем не менее никто из авторов идеи не пострадал. Мы не наказываем людей за то, что они готовы идти на риск».

Две дороги к успеху

Если FedEx славится своими инновациями в области ИТ, то UPS, которой исполнилось уже 94 года, можно охарактеризовать как труженика, который прилагает массу усилий, но при этом постоянно отстает на шаг от своих конкурентов. «UPS отличается гораздо более высокой степенью структурированности и строгой дисциплиной, — отметил старший аналитик компании AMR Research Джералд Макнерни. — Многие руководители высшего звена компании вышли из военной сферы, а это показательно».

Даже директор информационной службы UPS Кен Лэйси согласился с тем, что в сочетании с общим строгим стилем управления компания проводит в отношении ИТ «чересчур методичную» политику. «Таков уж наш стиль управления», — подчеркнул он. Однако аналитики полагают, что UPS сыграла прекрасную партию и в сравнении со своим конкурентом смотрелась совсем неплохо, что, безусловно, является очень высоким достижением.

В отличие от свободы и вольного стиля FedEx в UPS имеется целых четыре комитета, которые связаны с ИТ и занимаются соответственно финансами, управлением, выработкой стратегии и новыми технологиями. В комитеты входят представители бизнеса и технические специалисты, которые формируют управленческую политику UPS и подотчетны Лэйси.

Такая структура может показаться излишне громоздкой, но аналитики отмечают, что в результате UPS удается снизить расходы.

«Начиная с середины 80-х годов мы вложили в интегрированные глобальные сети свыше 14 млрд. долл., — сообщил Лэйси. — Но вместе с тем затраты на ИТ никогда не были оторваны от целей бизнеса».

В 1990 году представители UPS продемонстрировали свое собственное карманное устройство, названное Delivery Information Acquisition Device (DIAD). Это оборудование применяется до сих пор, хотя и модернизировалось уже несколько раз. В настоящее время устройства DIAD получают информацию и передают данные в режиме реального времени (сотрудники UPS с гордостью заявляют, что в этом отношении им удалось даже опередить FedEx), выполняют функции сотового телефона и обладают целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих упростить их использование и техническую поддержку. Сегодня устройства DIAD работают под управлением встроенной операционной системы PSOS, а их следующее поколение будет базироваться уже на Windows CE.

Следующий этап: беспроводная связь и аутсорсинг

А что же дальше? По словам Вудса, оба гиганта «добиваются все более и более серьезного прогресса в формировании корпоративной культуры», поэтому ни для кого не секрет, что и та, и другая компания планируют оснастить своих курьеров новыми беспроводными устройствами. Директор информационной службы FedEx Роберт Картер с большим энтузиазмом рассказывает о новых аппаратных средствах PowerPad. Автоматизация целого ряда задач будет осуществляться в них при помощи технологии Bluetooth, а сами устройства должны работать в беспроводных сетях 2,5G и 3G.

Еще одной целью компании в ближайшем будущем должна стать более тесная интеграция систем между подразделениями. Помимо поддержки всемирно известной службы FedEx Express компания активно работает на рынке наземных перевозок и международной доставки грузов. Картер намерен интегрировать информацию обо всех этих операциях в единую прозрачную систему. «Нашим клиентам нужна информация, — подчеркнул он. — В настоящее время в FedEx реализуется проект, который позволит клиентам получить на сайте Fedex.com все необходимые сведения о прохождении их грузов, независимо от того, идет ли речь о пересылке в течение суток письма в Чикаго или об авиарейсе до Милана, полном автомобильных запчастей».

UPS также модернизирует свои карманные устройства. Сейчас основные усилия ее разработчиков сконцентрированы на автоматизации процедуры сортировки, что должно позволить снизить затраты на обучение. Подобно своему конкуренту UPS продолжает совершенствовать собственные ИТ, стремясь укрепить свои позиции на рынке внешних логистических услуг.

Как FedEx, так и UPS по праву считаются сторонниками внедрения новейших технологий и использования самых передовых методов, в этих компаниях, точно так же как и в природе, процесс эволюции не прекращается ни на минуту.


Почтовые тонкости

Элементарная по своей сути природа услуг, заключающаяся в том, чтобы погрузить посылку на автомобиль или самолет и убедиться, что она доставлена по назначению, заставляет уделять информационному обеспечению особое внимание — а это, в свою очередь, влечет за собой периодическую публикацию обеими компаниями сообщений об очередных инновациях в области ИТ

1979: Служба FedEx представила централизованное ПО COSMOS для управления курьерскими автомобилями, упаковкой и водителями, учитывая погодные условия и даже пробки на дорогах

1980:FedEx представила DADS, беспроводную сеть передачи данных

1984:FedEx представила PowerShip, первую автоматизированную систему управления доставкой на базе ПК

1986:UPS представила карманное устройство собственной разработки, DIAD

1995:UPS открыла центр данных, оснащенный самой крупной в мире базой данных, хранившей более 11 Тбайт данных

1998:Число заказов, обрабатываемых ежедневно UPS достигло 1 миллиона

2002:UPS основала Supply Chain Solutions для поддержки цепочек поставки на правах независимого сопровождения