Допустим, что в системе есть узкие места или сбои, мешающие работе сотрудников и раздражающие клиентов. Вы знаете о них? Или предпочитаете не обращать на это внимания?

Многие директора информационных служб хотят достоверно знать, как работается конечным пользователям, и обращаются к программам и службам управления показателями работы приложений (Application Performance Management, APM). Непрерывно контролируя состояние работы конечных пользователей, средства APM позволяют менеджерам следить за работой Internet и других приложений. APM могут оценивать такие показатели работы Web-сайтов или приложений, как время отклика и коэффициент готовности, а также определять причины неполадок и зачастую рекомендовать способы их устранения.

Программы и службы APM впервые появились в конце 90-х годов, когда возрос спрос на инструменты, которые помогли бы ИТ-менеджерам взглянуть на работу приложений глазами пользователей. Большинство средств управления системами, разработанные в предыдущем десятилетии, контролировали уровень готовности сети и базы данных, но не могли следить за работой приложений и за тем, в какой степени они обеспечивают поддержку бизнес-процессов. С помощью инструментария APM удается выяснить, нет ли сбоев в работе Web-сайта или приложения. Эксперты прогнозируют рост спроса на APM и аналогичные средства, так как высокая эффективность многих приложений для предприятий жизненно важна.

Стремясь удовлетворить этот спрос, многие производители предлагают продукты, контролирующие все: от поисковых машин до систем планирования ресурсов предприятия. К такой полноте контроля обычно и стремятся ИТ-руководители, поэтому они заинтересованы в развитии APM.

Пользователи очень высоко оценивают работу подобных средств. Так, в Медицинском центре Детройта используют инструментарий APM, выпускаемый компанией Compuware. В состав этого центра входят семь больниц, две детские консультации и более ста поликлиник. APM здесь используется для контроля функционирования большого числа приложений для Windows и Web, работающих с базами данных клинических информационных систем. Доступ к этим системам имеют около 8200 пользователей, в том числе врачи и медсестры всех подразделений медицинского центра.

Джо Френсис, ИТ-менеджер центра, рассказал, что APM позволяет отслеживать качество функционирования, время отклика и коэффициент готовности приложений переднего плана, работающих в сети, так и подключенных к ней серверов баз данных. Менеджеры видят, как идет работа пользователей, насколько быстро откликаются приложения, и если приложение выходит из строя, менеджеры быстро узнают об этом.

«Мы замечаем все изменения рабочих характеристик», — говорит Френсис.

Выявление слабых мест

Страховая компания Metropolitan Life Insurance также полагается на APM. Для управления страховыми и финансовыми приложениями, работающими на ее сайте Metlife.com, компания использует инструментарий компаниями Mercury Interactive. Приложениями с сайта пользуются и клиенты Metropolitan Life, и торговые представители. «При переходе компании на работу с Web-приложениями возникла необходимость наблюдения за состоянием работы наших внутренних и внешних конечных пользователей. Так мы сможем обеспечить требуемый уровень обслуживания, — говорит Боб Зандоли, вице-президент MetLife. — Мы должны непрерывно отслеживать все транзакции и иметь возможность воспроизводить ход событий в работе клиентов».

Майк Алтьеро, возглавляющий в страховой компании работу по координации систем предприятия, говорит, что, если приложения недостаточно быстро откликаются на обращения пользователей, то инструментарий APM выявляет отказавший компонент.

«Мы получили отличное средство, которое позволяет разобраться с любыми проблемами в работе системы, связанными с коммуникациями, — говорит Алтьеро. — Правда, APM не сообщает нам о некоторых возникающих у пользователей проблемах с локальным доступом».

Для контроля локального трафика в MetLife используют дополнительные программные средства.

Зандоли сообщил, что его компания намерена расширить сферу применения инструментария Mercury и использовать его для контроля бизнес-приложений в таких областях, как финансы и кадровые ресурсы.

Корпорация National Rural Telecommunications Cooperative, в состав которой входят более 900 предприятий, рассредоточенных по всей территории США, также использует продукты APM для управлений финансовыми и инфраструктурными приложениями. Джо Кинг, отвечающий в NRTC за обслуживание систем, рассказал, что для контроля показателей работоспособности и готовности сетей предприятия и финансовых приложений Oracle он использует программные продукты компаний BMC Software и Oracle.

«С помощью инструментария APM мы занимаемся ?профилактикой?, то есть пытаемся выявить и разрешить проблемы, прежде чем они коснутся пользователей, — говорит Кинг. — Для этого мы устанавливаем параметры так, чтобы получать извещение о неполадках до того, как у пользователя ?рухнет? приложение или возникнут какие-то другие проблемы».

Боб Зандоли, вице-президент Metropolitan Life Insurance: «При переходе компании на работу с Web-приложениями у нас возникла необходимость наблюдения за состоянием работы наших внутренних и внешних конечных пользователей. Применение APM-инструментарий компании Mercury Interactive помогает нам обеспечивать требуемый уровень обслуживания»

Недостающие звенья

В то время как многие вполне довольны способностью APM контролировать приложения, ряд руководителей и аналитиков считают, что производители должны расширить возможности своих продуктов.

Так, Френсис хотел бы, чтобы APM обрели новые функции, позволяющие руководителям получать информацию для анализа тенденций.

«Мониторинг приложений дает массу сырой информации, а мы хотим иметь некий механизм поддержки принятия решений, который позволит нам без особого труда строить графики, отображающие тенденции коэффициента загрузки, — говорит Френсис. — Кое-что из этого мы уже делаем, но нуждаемся в большем».

Нью-йоркское рекламное агентство Foote, Cone & Belding использует инструментарий APM, чтобы проверять, какие приложения работают на настольных системах. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в соответствии количества программ и лицензий на них. Виджей Сони, директор по технологиям FCB, утверждает, что ему хотелось бы иметь доступ к APM через Web для дистанционного управления приложениями.

«Сейчас мы должны загружать программное обеспечение на одну машину, которая работает как консоль администратора, — говорит Сони. — Я хотел бы иметь в своем распоряжении продукты APM, доступные через браузер».

Система APM производства Compuware в Медицинском центре Детройта используется для контроля функционирования большого числа приложений для Windows и Web, работающих с базами данных клинических информационных систем

Программы мечты

Производители стремятся обеспечивать как можно более полный обзор приложений, чтобы менеджеры могли быстро обнаруживать и устранять практически любые проблемы с показателями работы приложений. Однако некоторые эксперты сомневаются, что когда-нибудь можно будет обеспечить сквозной мониторинг приложений, потому что слишком по-разному работают с приложениями пользователи, да и сами бизнес-приложения строятся по-разному.

«При работе со сложными приложениями вы можете сесть на мель, — говорит Джон Мьянг, руководитель информационной службы консалтинговой компании Hudson Williams, специализирующейся на менеджменте. — Люди видят одно, а инструментарий — другое, возможно, не соответствующее действительности. В такой ситуации до сути должен докапываться человек, чтобы определить, как приложение работает на самом деле».

«Не рассчитывайте, что просмотрев все приложение вдоль и поперек, вы обязательно найдете причину проблемы, — говорит Мьянг, — хотя с точки зрения конечного пользователя сегодня мы видим намного больше, чем несколько лет назад».

Денис Дрогсет, вице-президент консалтинговой фирмы Enterprise Management Associates, считает, что рынок APM еще молод и продолжает развиваться. Он надеется дождаться того времени, когда производители заявят, что они в состоянии управлять инфраструктурой и всеми приложениями. Именно к этому направляет отрасль растущий спрос на более совершенные средства управления для всех бизнес-процессов.


Application Performance Management

Программы и службы APM впервые появились в конце 90-х годов, когда возрос спрос на инструменты, которые помогли бы ИТ-менеджерам взглянуть на работу приложений глазами пользователей. В частности они позволяют:

  • отслеживать качество функционирования приложений, непрерывно контролируя опытность конечных пользователей;
  • измерять время отклика и уровень готовности приложений;
  • выявлять причины неполадок, а иногда рекомендуют способы их устранения;
  • прослеживать доступ конкретных внутренних пользователей к конкретным приложениям.