Прогрессивные методы управления базируются на передовых технологиях

Елена Новикова: «Без оперативного отображения информации невозможно правильно оценить текущую ситуацию»
Методы коллективного обсуждения проблем и принятия решений с привлечением команды экспертов становятся все более популярными. Если раньше ситуационные центры, выполняющие роль командного пункта и места сосредоточения всей оперативной информации, использовали лишь государственные структуры и силовые министерства, то теперь и многие корпорации стали создавать свои ситуационные «комнаты» для более эффективного управления бизнесом. Современным тенденциям в развитии принципов и технологий построения ситуационных центров была посвящена двухдневная конференция «Ситуационные центры — решения и проблемы. Взгляд экспертов», которую организовала компания Polymedia совместно с Министерством промышленности, науки и технологий РФ и Международным союзом приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям.

Как считает Елена Новикова, генеральный директор Polymedia, основной задачей ситуационного центра является сокращение времени принятия правильного решения путем предоставления оперативной информации в совокупности с методами ее анализа. Конференция позволила обсудить проблемы и вопросы, возникающие при планировании и создании центров принятия и поддержки управленческих решений, и должна была способствовать возникновению взаимопонимания между специалистами разработчиками и заказчиками подобных систем. Несмотря на то что задача создания центра поддержки и принятия управленческих решений сегодня стоит перед многими российскими компаниями, работающими в самых различных областях, опыт создания ситуационных «комнат» имеет лишь относительно небольшое количество специалистов. Вообще для создания успешно функционирующего ситуационного центра требуется консолидация усилий специалистов в области применения методов искусственного интеллекта, моделирования процессов поддержки и принятия решений, средств передачи и отображения информации.

Из этого можно сделать вывод, что для каждой организации ситуационный центр является по-своему уникальным решением, при создании которого необходимо учитывать задачи и особенности управленческих процессов конкретного заказчика. Именно в соответствии с этой спецификой создается система, привязанная к действующим принципам стратегического планирования и технологической цепочке предприятия. Так как задача создания эффективно функционирующего ситуационного центра достаточно сложна, для докладов на конференцию были приглашены специалисты, имеющие практический опыт и собственные разработки в этой области. Они осветили концептуальные вопросы построения систем поддержки принятия решений, технологии реализации информационных систем, математического моделирования и информационной безопасности. В то же время были отмечены некоторые общие для всех ситуационных центров звенья. В частности, ни одна из подобных систем не может обойтись без развитых средств отображения информации.

Но зачастую при проектировании системы отображения информации специалистам приходится сталкиваться с непониманием глубины именно этого вопроса. Как правило, заказчик считает, что вполне достаточно будет обойтись стандартными компьютерными мониторами для каждого участника группы принятия решений, на которых будет отображаться одинаковая информация, или мультимедийным проектором, создающим изображение на большом экране для коллективного анализа. Специалисты Polymedia считают такой подход неприемлемым. Оба приведенных примера не позволяют создавать изображение с большим количеством «легкочитаемых» информационных окон. Кроме того, использование проектора требует еще и затемнения помещения. Единственно правильным решением для ситуационных «комнат» является использование универсальных средств, которыми являются «крупноэкранные системы коллективного пользования» или модульные видеостены. С их помощью создаются системы отображения информации, получаемой от нескольких разнородных источников. Это могут быть компьютерная графика, таблицы, схемы следования техники, видеоизображение с места событий и многое другое. Таким образом, видеостена становится «зеркалом», в котором отражаются оперативная информация и результаты работы информационной системы поддержки принятия решений.

Помимо несомненного интереса для широкого круга заинтересованных лиц из числа заказчиков, прошедшая конференция оказалась полезной и для ее организаторов. Принявшие участие в ее работе представители различных компаний позволили сделать вывод о тех областях, в которых решения на основе ситуационных центров уже востребованы или к ним уже появился интерес. Помимо очевидного внимания со стороны таких вертикальных рынков, как энергетика, военно-промышленный и нефтегазовый комплексы, транспорт, силовые структуры, заинтересованность в ситуационных центрах начали проявлять представители образования и медицины.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями