Прошла конференция по электронному документообороту в органах власти

Церен Церенов выделил несколько направлений для реализации диалога властных структур с обществом на базе передовых информационных технологий
Всероссийская практическая конференция «Автоматизация делопроизводства и электронный документооборот в органах власти», состоявшаяся в середине октября, собрала представителей всех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня из более чем 60 регионов России. Судя по заполненности зала и активности участников, тема конференции действительно актуальна для чиновников. Тем более что уже близится к завершению запланированный на 2002 год первый этап федеральной целевой программы «Электронная Россия», в которой автоматизации документооборота отводится немаловажная роль.

На пути к «Электронной России»

Один из ожидаемых результатов программы определяется как «повышение информационной открытости органов госвласти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг». Заместитель министра РФ по связи и информатизации Андрей Коротков сформулировал это проще: «Информационные технологии позволят организовать диалог госструктур с гражданским обществом на таком уровне, чтобы избавить нас от тех унижений, которые неразрывно связаны в сознании людей с пороками бюрократической машины». Впрочем, уже первый этап программы показал, что дорога к светлому будущему «Электронной России» не будет простой. Финансирование программы в этом году было сокращено в пять раз, недофинансирование заложено и в бюджете на будущий год. Руководитель департамента управления новой экономики Министерства экономического развития Церен Церенов отметил, что для успеха «Электронной России» необходимо согласование программы с административной реформой, реформой государственной службы и реформой образования. Для того чтобы открыть дорогу информационным технологиям в «коридоры власти», потребуется не только преодолеть многочисленные бюрократические барьеры, но и многое изменить в менталитете чиновников. Для чего в рамках «Электронной России» задумана серьезная образовательная программа по обучению госслужащих в области ИТ. Кроме того, необходимо развитие инфраструктуры доступа к информационным ресурсам, без которой вообще нет смысла говорить о каком-либо взаимодействии. В проекте бюджета на будущий год на это выделяется более 500 млн. долл.

Еще одна важная задача — создание единой структуры информационных порталов органов исполнительной и законодательной власти и ведомств, разработка и внедрение электронных административных регламентов, ведение межотраслевых и межведомственных проектов с целью консолидации разрозненных информационных ресурсов в единое целое.

На региональном уровне ведутся пилотные проекты по созданию правительственных порталов, внедрению технологий электронной коммерции в систему госзакупок, сетевому подключению бюджетных организаций. Запланирован даже конкурс на лучший регион в сфере ИТ.

Опыт федеральных властей

Пример информационного объединения показывает Федеральное собрание РФ: информационно-коммуникационные системы Госдумы и Совета Федерации интегрированы друг с другом. В обеих палатах развернуты распределенные системы, представляющие собой комплексы взаимосвязанных модулей для поддержки законодательного процесса, электронного взаимодействия сенаторов и депутатов между собой и внешним миром, технологического обеспечения заседаний, автоматизации работы подразделений. И там и там присутствуют системы электронного документооборота и делопроизводства, правда, в Думе документооборот считается открытым, а при автоматизации Совета федерации необходимо было соблюдать определенные режимные правила, связанные с движением закрытых документов. Поэтому электронный документооборот в верхней палате российского парламента выделен из основной системы. По тем же причинам внутренняя сеть Совета федерации полностью изолирована от Internet, и это создает определенные проблемы в реализации планов взаимодействия с обществом.

Полноценная работа с документами в электронном виде станет возможной только тогда, когда на законодательном уровне будут определены статус электронного документа и регламенты работы с ними. Первый шаг в этом направлении уже сделан: принят закон об электронной цифровой подписи, в ближайшее время начнется создание сети удостоверяющих центров. Но на конференции звучали высказывания о том, что процесс законотворчества в сфере электронного документооборота идет непозволительно медленно, хотя необходимость подготовки пакета таких законопроектов выделена специальной строкой в перечне задач первого этапа «Электронной России».

О пользе стандартизации

Слабость правовой базы — не единственное препятствие на пути распространения электронного документооборота в органах власти. Автоматизированные системы документооборота внедрены на разных уровнях госуправления, но они, как правило, никак не связаны между собой. Для создания единого информационного пространства структур власти нужна интеграция таких систем. Один из организаторов конференции, «Гильдия управляющих документацией», выступила с инициативой стандартизации, которая позволит «существовать на рынке различным системам, успешно конкурировать, но быть объединенными единым стандартом и адаптируемыми друг к другу». Эта задача непроста. В органах госуправления функционируют и многочисленные коммерческие системы, и собственные частные разработки. В качестве точки отсчета в рабочей группе «Гильдии» взяли предложенный компанией «АйТи» унифицированный формат сохранения электронного документа.

К проблеме стандартизации своим, независимым путем пришла и другая рабочая группа. По результатам тендера этим же летом компания «Техносерв А/С» получила заказ на реализацию нескольких пунктов программы «Электронная Россия», связанных с электронным документооборотом внутри и между органами власти. Прошедшие три месяца были посвящены анализу состояния автоматизации органов власти на всех уровнях и выработке концепции единого электронного документооборота для государственного управления. Главный вывод из проведенных исследований — создавать новое, унифицированное решение для всех бессмысленно, гораздо разумнее разработать механизмы электронного обмена между существующими системами.

Парадоксальность ситуации, на мой взгляд, состоит в том, что только на публичной конференции две стороны, решающие, по сути, одну и ту же задачу, нашли точки соприкосновения. Объяснить это можно, видимо, тем, что времени с момента старта работ прошло совсем немного. Кроме того, несмотря на декларируемую открытость, публичная деятельность «Техносерва» по программе «Электронная Россия» ограничивается требованиями генерального заказчика — Министерства РФ по связи и информатизации.