Oracle стремится оседлать вторую волну компьютеризации в финансовой сфере

Московский офис Oracle определенно демонстрирует неравнодушие к своеобразной моде в стиле «ретро». Доказательство тому — конференция Oracle Financial Executive Forum, прошедшая всего через неделю после «Выставки достижений Oracle». Хотя аудиторию по большей части составляли представители крупных банков, финансовых организаций и страховых компаний, участников здесь почему-то называли делегатами. Обращаясь к ним, генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков заявил, что Oracle Financial Executive Forum — знаковое событие для всех участвующих в нем сторон. Что Щербаков объяснил особенностью текущего момента, который знаменателен тем, что спустя четыре года после дефолта проявились явные признаки оздоровления экономики, финансовые институты укрепились и вышли из кризиса. Причем они заметно изменились «в лучшую для ИТ сторону» и в большей степени способны к переосмыслению роли информационных систем в своей деятельности, ими осознана реальная необходимость в современных аппаратных и программных средствах, интегрированных в общую систему.

Под воздействием происходящих изменений возникают более рациональные потребности в использовании технологий. На Западе нечто подобное наблюдалось несколько десятков лет назад. Щербаков обратил внимание на то, что Oracle и многие другие компании, обеспечивающие ИТ современный финансовый рынок, появились на свет в 70-е годы, когда западные финансовые, кредитные и страховые компании переживали во многом схожий период преобразований. Тогда возник спрос на новые технологии, и в ответ на него были появились соответствующие компании, которые создали технологический базис для современной финансовой сферы. У российских финансовых институтов есть заметное преимущество по сравнению с западными — они могут опереться на проверенные технологии и пройти период становления заметно быстрее.

Примерно той же мыслью о представившейся российским компаниям возможности всего за несколько лет пройти путь, занявший на Западе десятилетия, закончил свое выступление и Томас Мартин, который значился в программе как директор местного отделения Pricewaterhouse.

Для происходящего сейчас в России, как полагает Мартин, наиболее типично сочетание новейших технологий с организационной структурой, бизнес-процессами и мышлением 10-15-летней давности. Следствием расхождения между техникой и бизнесом становится болезнь в форме хронического взаимного непонимания между ИТ-подразделениями и руководителями компаний. Отсутствие четко обозначенной ИТ-стратегии тоже пока вполне закономерно, оно является производной от отсутствия должного обоснования стратегии в самом бизнесе.

В качестве положительного примера использования продуктов Oracle для управления персоналом «делегатам» был предложен опыт английской компании Lloyds TSB, а в страховой области — опыт известной компании РОСНО. Тот и другой пример, разумеется, впечатляют, но они вовсе не удивительны. Пожалуй, стоит удивиться другому, тому, что в качестве положительного примера системы управления финансами и консолидации счетов для обеспечения прозрачности и корректности финансовой информации был предложен проект, реализованный в эстонском Hansabank. Надо учесть, что это удалось сделать в далеко не самой большой и не самой передовой стране, население которой в несколько раз меньше, чем численность жителей Москвы. Очевидно, дело не столько в технологиях, сколько в государственной политике. В Эстонии на самом деле работает карточная платежная система, ничуть не уступая, а может быть, превосходя в этом отношении более развитые западные страны, а плотность размещения банкоматов на порядки выше, чем в Москве. Ни в одном из эстонских городов вы не встретите «диких» менял, зато в каждом приличном магазине принимают карточки международных платежных систем и везде есть банкоматы.

Перечисленные выше выступления совместно с докладами, сделанными специалистами из Oracle, позволили собравшимся получить целостное представление как об отдельных продуктах корпорации, так и о системе Oracle e-Business Suite в целом.