Проект Blinkenlights был придуман специально в честь 20-й годовщины CCC

Дисплей, проецируемый на фасад, состоит из 20 строк по 26 пикселов, каждый из которых освещается изнутри здания с помощью двух галогенных прожекторов, проецирующих изображение на противопожарный пластиковый щит, установленный на окне
Если вам приходилось уже слышать сообщения о том, как с крыши Французской национальной библиотеки в Париже падали огромные горящие блоки, не стоит тревожиться: это зрелище организовано берлинским клубом Chaos Computer Club (CCC).

Падающие блоки — это часть игры в «Тетрис», занимавшей площадь 3370 кв. м, в которую играли 10 членов CCC и которая проецировалась на фасад одной из четырех стеклянных башен библиотеки во время фестиваля искусств, продолжавшегося всю ночь. Здесь, в расположенном на 18-м этаже Chaos Control Center, группа игроков была готова к представлению еще 25 сентября, но руководство фестиваля Nuit Blanche дало разрешение на начало представления только ночью 5 октября.

Проект Blinkenlights («Ослепительные огни»), как его называют авторы, был придуман специально в честь 20-й годовщины создания CCC и для него был создан светящийся экран, растянутый на восемь верхних этажей офисного здания на Александерплац в Берлине. Здесь игроки с помощью своих мобильных телефонов могли принять участие в классической игре Pong, разворачивающейся на дисплее, или видеть анимированные сообщения и графику, перемещаемые по всей его поверхности.

«Организаторы Nuit Blanche попросили создать инсталляцию, аналогичную той, что была проведена в Берлине, и мы согласились при условии, что нам предложат для этого подходящее здание. В качестве такого здания и была выбрана Национальная библиотека», — объяснил Тим Притлав, один из команды Blinkenlights.

При создании дисплея Blinkenlights для Nuit Blanche возникло немало сложностей. Оказалось, что недостаточно просто перенести экран из Берлина в Париж. Во-первых, офисное здание в Берлине пустовало, поэтому члены CCC смогли провести кабели непосредственно от центрального управляющего компьютера к каждой из 144 ламп так, чтобы никто за эти кабели не цеплялся.

С другой стороны, библиотека — это общественное место, и здесь существуют строгие правила пожарной безопасности, оберегающие 10 млн. книг, находящихся в хранилище, поэтому и речи не могло быть о том, чтобы проложить временные кабели с одного этажа на другой. Кроме того, выяснилось, что необходимо поистине огромное количество кабелей: дисплей, проецируемый на фасад библиотеки, состоит из 20 строк по 26 пикселов, каждый из которых освещается изнутри здания с помощью двух галогенных прожекторов, проецирующих изображение на противопожарный пластиковый щит, установленный на окне.

Здесь в управляющем центре было проложено значительно меньше кабелей, чем в Берлине. Около десятка компьютеров были расставлены по комнате и соединены с помощью кабелей и коммутатора беспроводной локальной сети AirPort компании Apple Computer. У одной стены стоял столик с бутербродами, а у другой — заваленный хламом стол, на краю которого притулилось неприметное маленькое устройство — один из 20 специализированных световых контроллеров, созданных группой специально для этой инсталляции.

Контроллеры представляют собой встроенные ПК с прикладным интерфейсом реального времени RTAI для Linux с процессорами компании Advanced Micro Devices. По словам Томаса Фидлера, еще одного члена группы, для управления лампами были использованы кремниевые реле, каждое из которых независимо обслуживало до 48 пикселов для одного из восьми уровней освещенности.

Руководство библиотеки разрешило проложить несколько дополнительных сетевых кабелей между этажами, которые группа Blinkenlights использовала для связи контроллеров с центральным компьютером.

На создание конструкции и тестирование в Берлине всего этого оборудования потребовалось две недели, и еще два дня ушло на его упаковку. После того как все было переправлено в Париж, настройка конструкции на месте продолжалась еще две недели.

Световые контроллеры — не единственная вещь, обеспечивающая модульность системы: важную роль играет и управляющее программное обеспечение. CCC опубликовала код и интерфейс для этой системы, что позволит другим разработчикам создавать модули для отображения сообщений, проведения слайд-шоу и аркадных игр, в том числе гигантского «Тетриса». Если вы хотите поиграть, нужен телефон (номер можно найти на Web-сайте Blinkenlights) и свободный фасад.