Электронному дизайну в МИЭТ учат на программных продуктах Cadence

Известные производители бытовой электроники, сетевого оборудования, компьютеров и радиотехники используют решения Сadence при проектировании электронных систем
Большинству российских вузов не по карману закупка современной компьютерной техники, не говоря уже лицензиях на ПО для рабочих мест конструкторов и проектировщиков. Однако некоторые из них обзаводятся и тем и другим благодаря программам сотрудничества с небедными западными партнерами. Чего последние хотят от российских вузов взамен? Собственно, того единственного, что они могут дать, — доступа к дешевым (по мировым меркам) интеллектуальным ресурсам.

Вот и старшекурсники Московского института электронной техники (МИЭТ) получили возможность пройти обучение электронному дизайну с помощью программного обеспечения Сadence. Открытый при МИЭТ «Институт проектирования приборов и систем» (ИППС) стал плодом сотрудничества вуза с двумя американскими компаниями — Cadence Design Systems и Mirantis. В ИППС будет проходить подготовка студентов четвертого и пятого курсов МИЭТ в области проектирования интегральных микросхем смешанного сигнала.

Mirantis в этом союзе выступает как администратор, а Сadence — как инвестор, профинансировавший техническое оснащение лаборатории, предоставивший в пользование пакет ПО, а также взявший на себя выплату зарплаты преподавателям и стипендий студентам. Кроме того, Cadence разработала учебный план, дающий возможность поднять студентов до уровня дизайнеров.

Соглашение предусматривает ежегодное обучение 25 человек в течение трех лет, но желающих уже гораздо больше. Будущих дизайнеров микросхем по рекомендации вуза отбирали «кадровики» Cadence. Первые из них еще весной 2002 года начали заниматься в лаборатории, оборудованной сервером и 20 рабочими станциями Sun Microsystems. Однако ее торжественное открытие было приурочено к приезду президента и CEO Cadence Design Systems Рея Бингхама и состоялось 23 сентября. Перед традиционной церемонией разрезания ленточки было произнесено немало речей о том, что задачи проектирования электронных систем становятся мегапроектами, которые могут быть реализованы только объединенными усилиями; о том, что количество проектировщиков в стране определяет ее экономический потенциал; и разумеется о заслуге Cadence в укреплении этого потенциала в России. Не умаляя этой заслуги, скажем, что компания заботится в первую очередь о собственном потенциале и не скрывает этого. Инициатором проекта стал Александр Фридланд, президент компании Mirantis, специализирующейся на сдаче в аренду российских программистских коллективов западным высокотехнологичным компаниям, в том числе и Сadence.

Cadence — один из крупнейших в мире поставщиков продуктов и услуг в области электронного дизайна, своего рода Microsoft в микроэлектронике. Известные производители бытовой электроники, сетевого оборудования, компьютеров и радиотехники используют решения Сadence при проектировании электронных систем. В компании около 5,5 тыс. служащих, а ее прибыль в 2001 году составляла примерно 1,4 млрд. долл.

Но американский рынок микроэлектроники переживает кризис, российский же возрастает на 20% в год, а рынок программного обеспечения — еще быстрее. Бингхам признал большой потенциал российских разработчиков и отметил: «Мы охотимся за талантами, «звезды» электронного дизайна будут двигать технологию вперед и станут виртуальными сотрудниками компании». Так что, похоже, мы меняем живые умы на кремниевые «мозги».

За пределами США это первая программа обучения Cadence, в которой помимо МИЭТ, участвует еще МГУ. Дальнейшие планы ее развития связаны с Китаем и Индией.