Проводимый регулярно, дважды в год, форум Intel Developer Forum стал привычным местом встречи тех, кто избрал в качестве основы для своих разработок платформу Intel. Здесь не ожидают наплыва непосвященных. У форума сугубо рабочий характер, его отличает сосредоточенность на реальных, практически важных, чаще краткосрочных перспективах.

В key-note, открывающем форум, президент Intel Пол Отеллини назвал нынешнее состояние индустрии переходным этапом из эпохи персональных компьютеров в следующую эпоху
На IDF обычно собираются несколько тысяч специалистов для обсуждения актуальных проблем и выработки согласованной стратегии. Разработчики образуют вполне консолидированное сообщество, что заметно отличает IDF от пусть и более многочисленных, но все же пользовательских конференций, организуемых софтверными компаниями.

На очередной осенний форум IDF 2002, прошедший по сложившейся за последнее время традиции в Сан-Хосе, съехалось примерно 4 тыс. участников. Это может показаться удивительным, но они меньше всего говорили о том, о чем, казалось бы, говорить следовало, во всяком случае, если ориентироваться на отечественный рынок. Если исходить из текущего состояния ИТ в России, то из всей номенклатуры изделий корпорации на первом плане, конечно же, стоят процессоры и платформы для персональных компьютеров и серверов. Не случайно, что компания Kraftway, представлявшая на IDF нашу страну, демонстрировала там свои серверы на платформе Intel. Объяснение феномену можно было получить буквально в первом же из числа основных выступлений, или, как их обычно называют, key-note (для обозначения подобного типа представления — наполовину спектакля, а наполовину доклада — трудно найти адекватный перевод).

В key-note, открывающем форум, президент Intel Пол Отеллини назвал нынешнее далеко не лучшее состояние индустрии в целом переходным этапом из эпохи персональных компьютеров — второй по его счету, первой была эра мэйнфреймов — в следующую эпоху. Она будет характеризоваться прежде всего конвергенцией всех видов информационных технологий; в ней вычислительные средства станут всего лишь одной (хоть и, может быть, важнейшей) составляющей более сложных «информационных экосистем». Хотя это вполне понятный эвфемизм, но кто же станет возражать, что в период, когда индустрия переживает тяжелые времена, нужно не только искать какие-то спасительные для отрасли решения, но и подбирать им благопристойные названия. А с другой стороны, что, как не кризисы в конечном счете побуждает к активизации имеющихся ресурсов и поиску новых решений.

В следующем выступлении для этой эры прозвучало название — COMMPUTING. Подчеркнем: через два М, поскольку оно представляет собой объединение названий двух технологий COMMunications и comPUTING. Такая вот конвергенция технологий и названий. В изменившихся условиях держаться только за вторую часть и оставаться лишь поставщиком процессоров и платформ такая компания, как Intel, не может и не должна. Она диверсифицирует свою деятельность, в итоге формируется обновленное лицо компании, для которой процессоры — важная, но далеко не единственная деталь. Созданию обновленного облика, по словам Отеллини, были отданы последние восемь лет жизни Intel; его еще можно охарактеризовать словами «интегрированная электроника». Свою миссию во всеобщем движении к технологической конвергенции Intel видит в создании базы для этого процесса, причем не только аппаратной, но и программной. Поддержка интеграции стала стержнем всех мероприятий на IDF 2002 — и основных выступлений, и сессионных заседаний, и выставки, проводившейся параллельно с заседаниями.

Показательно то, что, говоря об интеграционных тенденциях на программном уровне, Отеллини определил принципиальную позицию компании, ограничив сферу корпоративных интересов. Если говорить об интеграции в области создания приложений, то речь идет о создании разнообразных комплектов разработчика (software developer kit, SDK), которые бы позволяли переносить готовые приложения и на компьютеры с процессорными архитектурами IA-32 и IA-64, и на платформу Internet Exchange Architecture (IXA), и на портативные устройства, поддерживающие микроархитектуру XScale. Построенные с помощью SDK приложения должны уметь распознавать свойства той платформы, на которую переносятся. Это качество Отеллини назвал device-aware. Второе их важнейшее качество — способность работать в мобильной среде (mobile-aware). Более высокое качество выполнения приложений должны обеспечить две технологии; первая, объявленная около года назад, Hyper Threading Technology, повышает скорость работы за счет более эффектного использования возможностей процессоров, а вторая, LaGrande, позволяет создать более безопасную среду для приложений на аппаратном уровне. Обе они будут доступны вместе с новыми процессорами и наборами микросхем.

Две составляющие COMMPUTING

Перспективные подходы к созданию интегрированной корпоративной среды на принципах COMMPUTING, органично состоящей из вычислительных и коммуникационных компонентов, продемонстрировали совместно Майк Фистер и Сид Мэлони, два вице-президента, возглавляющие соответственно группу, разрабатывающую платформы для корпоративных приложений, и группу, ответственную за коммуникации. Из их выступлений можно было сделать вывод о том, что Intel нацелена на продвижение двух стандартов — стандарта беспроводной связи IEEE 802.11, известного также под именем WiFi, и 10 Gigabit Ethernet Standard IEEE 802.3ae. Эти стандарты чрезвычайно важны; их принятие, вполне возможно, окажет заметное влияние на эру COMMPUTING в целом.

Перспективные подходы к созданию интегрированной корпоративной среды на принципах COMMPUTING продемонстрировали совместно Сид Мэлони и Майк Фистер
У WiFi действительно очень неплохие перспективы, оба сообщества, и компьютерное, и коммуникационное, принимают его с равной долей энтузиазма. Такого, пожалуй, не наблюдалось ранее, когда принимались стандарты на Ethernet, ISDN или SONET. По своему значению WiFi сравнивают с технологией браузеров, которая демократизировала доступ к вычислительным ресурсам для миллионов пользователей, предоставив им унифицированный инструмент. Новый стандарт может выполнить аналогичную демократизирующую миссию по отношению к производителям аппаратных и программных продуктов. Intel наряду с корпорацией IBM и несколькими крупнейшими провайдерами инициировала работу над IEEE 802.11 и стала его основной движущей силой. Первоначально стандарт задумывался как замена проводному варианту Ethernet и ориентировался на работу в пределах офисов, на расстояниях, измеряемых первыми сотнями метров, но очень быстро усилиями ряда небольших технологических компаний дистанция была увеличена до нескольких километров — а это уже новое качество. О том, к чему может привести развитие беспроводного доступа уже в ближайшем будущем, говорит, например, обсуждаемый в настоящее время проект национального масштаба Rainbow, который позволит оборудовать беспроводным Internet-доступом большинство общественных мест по территории США (таких, как центральные части городов, аэропорты и т.д.). В итоге, как ожидается, в 2005 году число мобильных пользователей составит от 25 до 40 млн. человек.

Не в меньшей мере Intel отстаивает свою роль и в создании и продвижении 10-Gigabit Ethernet. В июне был принят соответствующий стандарт под названием IEEE 802.3ae. Для разработки этого стандарта сформирована организация Gigabit Ethernet Alliance, куда вошли крупнейшие компьютерные и коммуникационные компании. За короткое время Intel сделала большой шаг к практической реализации нового стандарта, созданы приемлемые по цене карты для пользовательских компьютеров и серверов, а также коммутаторы. При этом пришлось решить целый ряд проблем, связанных с более эффективным использованием оптоволоконных каналов.

Представлявший вычислительную часть COMMPUTING Майк Фистер начал с того, что разрешил сомнение, которое посеяла в свое время назад сама Intel, объявив о странном на первый взгляд решении по прекращению работ над интерфейсом InfiniBand, ею самой и предложенным. У некоторых специалистов это сообщение вызвало сомнение и разочарование в перспективах InfiniBand, даже появились весьма скептические высказывания. Но в действительности Intel просто изменила диспозицию, оставив за собой техническое обеспечение InfiniBand и передав больше полномочий группе компаний, образующих сообщество InfiniBand Community. Они заняли не меньше четверти всей площади, выставке, проходившей в рамках IDF; лучших доказательств перспективности InfiniBand, пожалуй, и не требуется.

Хотя интерфейс InfiniBand важен для Intel, часть работ компания передала партнерам. Фистер отметил, что сегодня, когда финансирование ИТ-подразделений становится более сложной задачей, когда предъявляются более строгие требования в части оценок возврата инвестиций, и на первый план выходит масштабирование серверных конфигураций, только гибкость в конфигурировании может обеспечить рациональность инвестиций. В принципе возможно два пути решения этих задач, которые были названы scale-up и scale-out. Если попытаться перевести эти названия, то scale-up — это масштабирование внутри монолитного сервера, а scale-out — создание серверных конфигураций из серверов-лезвий, объединенных интерфейсом InfiniBand. Как предполагается, у каждого из двух подходов есть своя ниша, там, где требуется работа с базами данных, предпочтительнее scale-up, а для центров обработки данных, может быть, больше подходит scale-out. Но, похоже, пока абсолютной уверенности в том, что дело обстоит именно так, нет. Например, IBM продемонстрировала на выставке СУБД DB2, работавшую на кластере на основе InfiniBand. Поэтому складывается впечатление, что в условиях непредельной перспективы создаются возможности для многостороннего развития с расчетом на то, что жизнь укажет верные решения.

С точки зрения scale-up важными являются две технологии «сериализации» — PCI Express и Serial ATA/ Serial ATA II. Видимо, здесь отдача быстрее и сама компания в большей степени пока ориентирована в эту сторону. Технология PCI Express была прежде известна как 3GI/O. Первые продукты, выполненные по этой технологии, должны появиться в следующем году, а в промышленных объемах выпуск начнется в 2004 году. Serial ATA, новое подключение к системам хранения, таким устройствам, как жесткие диски, дисководы DVD и CD, уже принято более чем 100 компаниями, входящими в Serial ATA Working Group. В ближайшие месяцы Intel начнет выпуск соответствующих наборов микросхем. Спецификация на Serial ATA II, интерфейс, полностью совместимый с Serial ATA, должна появиться в конце текущего года.

Закон Мура, нанотехнология и COMMPUTING

Возникшие было сомнения по поводу сохранения в будущем справедливости закона Мура, постулирующего регулярное удвоение числа транзисторов на единицу площади, успешно разрешились, во всяком случае на ближайшее десятилетие. Эта мысль была одной из важнейших на IDF, красной нитью она прошла через большинство докладов и выступлений. Упорство, с которым она продвигалась в сознание участников, вполне объяснимо, целая группа компаний, в том числе IBM, Advanced Micro Devices и Texas Instruments, объявили о своей готовности конкурировать за создание транзисторов размером 90 нм, и Intel вовсе не намеревается пропустить их вперед. Хотя проблема, решаемая средствами экстремальной ультрафиолетовой радиации (EUV), настолько сложна, что не под силу ей одной. EUV-литография использует высокочастотную часть ультрафиолетового спектра с длиной волны от 10 нм до 14 нм. В этом частотном диапазоне уже невозможно применение линз и фильтрующих масок, вместо них используются зеркала и нового типа маски со специальными покрытиями, обеспечивающие отражение. Поэтому образован консорциум LLC, куда вошли, казалось бы, прямые конкуренты, в том числе и те же самые AMD и Motorola. Совместно они образовали Virtual National Laboratory (VNL), в которой соучаствуют три национальные лаборатории Министерства энергетики США: Lawrence Livermore National Laboratory, Sandia National Laboratories и Lawrence Berkeley National Laboratory.

Первые сообщения со стороны Intel о практическом применении EUV появились весной, когда были представлены микросхемы памяти SRAM емкостью 52 Мбит. В них была реализована 0,09-микронная (или 90-нанометровая) технология. Тогда же было объявлено, что весной 2003 года должен появиться процессор Prescott, построенный на этой технологии.

На IDF руководитель технологического подразделения Сунлин Чоу подтвердил готовность компании к выпуску микросхем на основе 90-нанометровой технологии во второй половине 2003 года. В ней будет до 1 млрд. транзисторов; для сравнения, готовящийся к выпуску процессор Madison, изготавливаемый по 130-нанометровой технологии, содержит 500 млн. транзисторов. Новый процессор будет построен с использованием высокоскоростных силиконгерманиевых транзисторов, он будет включать цифровую и аналоговую составляющие (mixed-signal). Это еще один пример объединения коммуникационных и вычислительных компонентов. Он может быть использован в устройствах, которые целиком строятся на одной микросхеме, например ручные устройства, пригодные для работы в беспроводных сетях. С появлением таких процессоров откроется возможность для создания мобильных устройств нового поколения.

По поводу использования термина «нанотехнология» по отношению к 90-нанометровой технологии можно выразить сомнение. Формально раз используется единица измерения нанометр, то это справедливо. Но этот термин вообще-то «занят»; обычно его используют по отношению к работам, связанным с углеродными нанотрубками, построением машин будущего, состоящих из атомов и молекул и способных к самосборке и самовоспроизведению. Это замечание никак не снижает ценности достигнутого, вслед за 90-нанометровыми транзисторами в пределах нынешнего десятилетия должны появиться транзисторы размером 70 и 50 нм, и, следовательно, закону Мура отмерено по крайней мере 10-15 лет.