Опыт внедрения ERP-системы в ТНК

Владимир Львов: «Мы использовали R/3 как драйвер для организационных преобразований»
Когда речь идет о внедрении на российском предприятии такой дорогой и тяжелой западной ERP-системы, как SAP R/3, напрашивается мысль, что руководством движет в основном желание придать компании достойный вид в глазах иностранных инвесторов. И в Тюменской нефтяной компании, решаясь на закупку системы SAP, наверняка рассчитывали на рост инвестиционной привлекательности за счет повышения прозрачности бизнеса. Однако управляющий директор SAP СНГ и Балтии Алексей Шлыков, который непосредственно убеждал собственников компании выделить средства на R/3, считает, что главное не это. Акционеры хотят иметь четкое представление обо всех видах ресурсов, находящихся в распоряжении ТНК.

Для принятия решения об инвестировании в ИТ нескольких миллионов долларов нужно также, чтобы на посту «главного по информатизации» находился человек, которому хозяева предприятия доверяют. Таким человеком в ТНК стал руководитель блока информатизации и связи Александр Блох, разрабатывавший проект реформирования информационной структуры компании, будучи еще сотрудником PricewaterhouseCoopers.

С его приходом в ТНК в 2001 году проект внедрения R/3 (формально начатый еще в 1999) завертелся «на полную катушку».

За полтора года были запущены в эксплуатацию несколько модулей R/3: казначейство, управление материально-техническим снабжением добывающего комплекса и система бухучета для нефтедобывающих предприятий Нижневартовского региона.

По словам директора департамента информационных систем ТНК Владимира Львова, компания использовала систему SAP как драйвер для организационных преобразований. Существующие бизнес-процессы было решено изменить в соответствии с ИС, аккумулирующей мировой опыт ведения бизнеса и таким образом снизить риски. Блох порекомендовал предприятиям, внедряющим ERP-системы, воспользоваться опытом ТНК и идти именно таким путем.

В отличие от проектов внедрения R/3 в других нефтяных компаниях, например «Сургутнефтегазе», в данном случае система послужила инструментом организации принципиально нового для ТНК образования: центра финансово-бухгалтерского обслуживания предприятий Нижневартовского региона.

Структура и принципы его работы строились «от SAP», для всех добывающих предприятий была реализована единая методология бухгалтерского учета и фактически создана интегрированная бухгалтерия. Но сокращения численности сотрудников компании в результате появления R/3 и связанных с ним организационных изменений не последует. Как пояснил Владимир Львов, ожидаемый эффект от внедрения системы будет заключаться в интенсификации труда, позволяющей при росте масштабов предприятия обходиться прежним количеством ресурсов.

Помимо внедрения R/3, реорганизация информационной инфраструктуры компании предусматривала оптимизацию управления ИТ-службой и ее взаимодействия с другими подразделениями ТНК с помощью решения Hewlett-Packard по управлению ИТ-услугами — ITSM (Information Technology System Management), а также наращивание вычислительных мощностей.

По мнению Шлыкова, без параллельного внедрения ITSM и R/3 процесс приведения ИТ-структуры ТНК к мировым стандартам вряд ли был бы эффективен. Только благодаря ITSM ИТ-служба из «бедной Золушки» превращается в серьезного бизнес-партнера предприятия. Пока для контроля и управления ИТ-инфраструктурой ТНК использует семейство продуктов НР OpenView. Что касается ITSM, то в рамках этого проекта внедрен модуль Help Desk, а следующим шагом станет организация непрерывного мониторинга корпоративной сети компании.

Третья составляющая плана модернизации информационно-технологической базы ТНК — увеличение вычислительной мощности — также реализовывалась на базе продукции Hewlett-Packard. Сначала с большого числа разрозненных Unix-серверов НР перешли на консолидированный сервер НР SuperDome. А некоторое время спустя благодаря использованию лизинговой схемы, предусматривающей трехлетнюю рассрочку платежей за оборудование HP, была заказана и вторая система SuperDom. Для пущей надежности эти отказоустойчивые серверы вскоре будут объединены в кластер. Помимо кластера из двух серверов SuperDom, централизованное аппаратное решение включает в себя также библиотеку и интеллектуальный дисковый массив HP SureStore E Disk Array XP512. Потенциальные проблемы со связью в глазах руководства проекта представляются гораздо меньшим злом, чем необходимость синхронизации данных из разрозненных систем.

По словам Львова, SAP успел стать неотъемлемой частью бизнеса компании и работы каждого из 700 пользователей. Поскольку расположены они в нескольких часовых поясах, система функционирует практически круглосуточно и даже выбор двухчасового интервала для ее остановки на время монтажа оборудования становится проблемой. При такой ежеминутной потребности в R/3 необходимо исключить всякую возможность падения системы, тем более что по плану количество пользователей должно вырасти до 1500 человек.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями