Система управления персоналом и расчета зарплаты на «Уралмаше»

Сергей Нефедов: «У западных компаний нет решений по управлению персоналом, способных удовлетворять запросы крупных отечественных предприятий, а персонал — это главное наше конкурентное преимущество. Поэтому основное при внедрении таких систем — взаимопонимание с поставщиком»
Уральский завод тяжелого машиностроения — «Уралмаш» — многие годы служит символом индустриальной мощи страны, его вполне обоснованно называют «отцом заводов». «Информационная революция» не обошла его стороной. Очередная стадия информатизации началась в 1999 году, когда руководство УЗТМ приняло решение о внедрении системы управления персоналом и расчета заработной платы. На тот момент на заводе использовали собственное программное обеспечение учета кадров, установленное на морально и физически устаревшем мэйнфрейме. Одновременно был инициирован процесс переноса части программ на ПК, и к маю 2001 года на заводе эксплуатировались две системы — расчет зарплат служащих заводоуправления осуществлялся программой собственной разработки на FoxPro, а для производственных подразделений и бригад со сдельной оплатой труда использовалась программа на мэйнфрейме. Данные по кадрам велись в сильно усеченном виде: в бухгалтерии были свои данные, а в отделе кадров имелась своя программа; какой-либо стыковки между ними не было.

В условиях постоянной реорганизации завода и изменения законодательства продолжать работать с несколькими программами и различными методиками стало слишком большой роскошью, особенно учитывая, что на предприятии уже не было специалистов по программе для мэйнфрейма, отсутствовала документация на нее.

Задача выбора

По мнению Сергея Нефедова, начальника отдела инвестиций и проектного финансирования завода, общий уровень ИТ-культуры предприятия на момент выбора системы можно было назвать «преддикость». Переход на западные системы требовал не только денег, но и коренной перестройки общей культуры работы и сопровождения решения. Начинать было решено с бухгалтерии — самого формализованного и потому готового к автоматизации подразделения.

В качестве основы возможного решения рассматривалось несколько систем. В «финал» вышли программные продукты от «АиТ» и «АйТи», остальные были либо слишком дороги, либо не имели своего модуля расчета зарплаты. После оценки программного обеспечения специалистами расчетно-кассового отдела и отдела управления кадров выбор был сделан в пользу «БОСС-Кадровика».

Работы по проекту начались в июне 2000 года с конвертации данных из старой системы. В сентябре был запущен в опытную эксплуатацию штатно-кадровый контур и сотрудники кадровой службы перешли на использование «БОСС-Кадровика». В декабре был запущен в опытную эксплуатацию табельно-зарплатный контур, а вся отчетность в Пенсионный фонд за 2000 год была сделана уже с помощью новой системы. В мае 2001 года комплекс был сдан в промышленную эксплуатацию и одновременно в рамках проекта была реализована стыковка с системой Platinum SQL.

Сегодня работу системы поддерживают: системный администратор, два программиста на языках «БОСС-Кадровика» («Х» — внутренний язык для описания интерфейсов, «Z» — описание алгоритмов расчетов), два специалиста по отчетам и пять кураторов в отделе кадров и бухгалтерии. Решение развернуто на серверах, размещенных в центре УИС (Управление интегрированной системой), в НИИТяжМаш и на металлургическом, механическом заводах и заводе металлоконструкций. Дополнительно планируется запустить сервер отчетов. Одновременно развертывание системы послужило стимулом для развития сетевой инфраструктуры, объединяющий уже не только все производственные и административные, но и складские помещения.

В базе данных системы хранится сегодня информация о 32 тыс. нынешних и бывших работниках УЗТМ. Обеспечивается работа 120 пользователей, включая 70 операторов расчетных центров, выполняющих одновременный расчет по цехам и подразделениям или формирующих сводки по заработной плате. Система позволяет сохранять табельный номер работника даже после его увольнения, документировать все шаги его вертикального и горизонтального роста и т.д.

Проблемы

Однако все просто бывает только в итоговых отчетах: специфика крупного предприятия рано или поздно даст о себе знать, а перед началом внедрения надо быть готовым к неизбежным подводным камням.

На УЗТМ применялось около двух десятков методик расчета заработной платы, поэтому затруднения при автоматизации вызывала самая простая задача — переход людей в течение года между подразделениями и бригадами, соответствующими разным типам оплаты. В проекте была поставлена задача унификации алгоритмов, введения сквозной нумерации бригад, что и было выполнено с помощью Z-языка системы «БОСС-Кадровик», в которую были добавлены дополнительные алгоритмы.

Несмотря на успешное завершение проекта, и заказчик, и исполнитель высказали в адрес друг друга некоторые претензии. По словам Владимира Ганношина, главного инженера проекта управления интегрированной информационной системы, со стороны исполнителя были нарушения по части сроков, за время проекта сменилось два ответственных за него менеджера. Однако, несмотря на это, менталитет отечественных разработчиков оказался ближе специалистам УЗТМ. По мнению Евгения Кучика, директора департамента систем управления персоналом компании «АйТи», некоторые проблемы исходили от заказчика: например, было некоторое «торможение», когда решался вопрос, какое подразделение «Уралмаша» является заказчиком — бухгалтерия или «кадры». Кроме того, заказчику не нужно ждать, что проект будет сделан без его участия: системы такого класса — это не коробочный продукт, мотивировать служащих завода работать с ней могло только руководство УЗТМ.

Другое наблюдение по результатам проекта: на внедрение для таких предприятий, по мнению специалистов УЗТМ, надо не менее шести месяцев, а не два, как было изначально запланировано. Первые результаты от внедрения проектов аналогичного уровня реально следует ждать не ранее чем через год, причем обязательно должен быть период опытно-промышленной эксплуатации с одновременной работой двух систем.

Эффект и итоги

Основной эффект от развертывания системы — это возможность продолжать нормальную работу завода, поскольку в управлении расчета зарплаты к тому времени остался лишь один человек, имеющий представление о старой программе расчета. Сегодня на заводе создается полный контур по управлению саморазвивающимся ресурсом, каким является персонал: учет мотивации и взаимоотношений в коллективе, оптимизация затрат на персонал, отбор и расстановка кадров, планирование карьеры и т.п. Налицо также и качественный эффект — на УЗТМ наводится порядок, а предприятие изменяется на глазах.

Скоро заводу исполнится 70 лет. В ближайшие пять лет планируется потратить на его перевооружение 3,5 млрд. руб., что позволит снизить уровень износа оборудования с 70 до 50%. Система «БОСС-Кадровик» является составной частью комплексной информационной системы управления УЗТМ, а ее внедрение можно рассматривать как первый этап создания корпоративной информационной системы «Уралмаша».


«Уралмаш»

Уральский завод тяжелого машиностроения был введен в эксплуатацию в 1933 году в соответствии с планами Правительства СССР по индустриализации страны. В довоенное время завод обеспечивал своей продукцией (доменным оборудованием, агломерационными машинами, прокатными станами, прессами, кранами и т.д.) создаваемые на Урале и в Сибири горные и металлургические предприятия. Уралмашевские прессы использовались в авиационной промышленности, причем большая часть продукции изготавливалась по индивидуальным проектам. Одновременно завод выпускал оборонную продукцию: гаубицы калибра 122 и 152 мм, бронекорпуса, полный цикл производства танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100.

После войны завод начал изготавливать карьерные экскаваторы, буровые установки, дробильно-размольное оборудование. В условиях плановой экономики все крупнейшие доменные печи СССР, прокатное оборудование (блюминги, листовые и сортовые станы), машины непрерывного литья заготовок имели непосредственное отношение к «Уралмашу». Сегодня ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» включает: металлургический завод, способный выпускать ежегодно 400 тыс. тонн стали 130 марок; завод металлоконструкций мощностью 112 тыс. тонн сварных конструкций, на котором производятся все виды сварки; производственный комплекс по механической обработке и сборке машин и оборудования. Портфель заказов «Уралмаша» в 2002 году составил 4,6 млрд. руб.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями