Определение
CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) — непрерывное интегрированное информационное обеспечение участников жизненного цикла изделия данными об изделиях, связанными с ними процессами и средой преимущественно в электронном виде.

Большое разнообразие смыслов, вкладываемых в термин CALS и его многочисленных синонимов, размытость областей применения этой бизнес-стратегии существенно мешает ее правильному пониманию и использованию как в машиностроении, так и в ИТ-бизнесе. Этому способствовала и быстрая эволюция бизнес-стратегии CALS за короткий период ее существования.

Прежде всего, CALS — бизнес-стратегия интеграции информационных процессов между участниками жизненного цикла изделия (заказчиков, разработчиков, производителей, поставщиков, эксплуатационных, обслуживающих и ремонтных предприятий, предприятий по утилизации) с целью обеспечить их необходимыми для бизнеса данными об изделии и связанными с ним процессами и средой. Несмотря на наличие слова Support в названии CALS — это именно обеспечение, а не поддержка. И для систем интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделий, и для создателей изделий с переходом на электронное проектирование CALS становится неотъемлемой системообразующей частью обеспечения работ.

CALS-идеология

CALS-идеологию составляет набор принципов, основанный на достижениях ИТ:

  • представление, обработка, обмен и управление данными в электронном виде;
  • многократное использование данных с минимальными изменениями и затратами;
  • оптимизация и унификация способов представления, обработки и передачи данных об изделии, процессах, среде;
  • интеграция и оптимизация информационного взаимодействия всех участников жизненного цикла изделия.

Воплощением CALS-идеологии являются CALS-стандарты, регламентирующие правила представления информации и информационного взаимодействия участников жизненного цикла изделия.

Единое информационное пространство (ЕИП) — технологическая среда, обеспечивающая информационное взаимодействие участников жизненного цикла изделия. Включает инфраструктуру, средства и протоколы взаимодействия.

Электронное описание изделия (ЭОИ) — ключевое звено CALS, база данных об изделии. В отличие от разрозненного представления данных об изделии в конструкторских, технологических АСУ, ERP, MRP и других системах, решающих частные задачи основной деятельности предприятий, ЭОИ объединяет и систематизирует эти данные. На основе ЭОИ создаются различные частные производные (конструкторско-технологическая спецификация, эксплуатационная документация и т.д.). ЭОИ описывает не только изделие, но и сопряженную с ним среду — инструменты, приспособления, оснастку, технологическое оборудование, системы обеспечения эксплуатации изделия и т.д.

CALS-технологии

CALS-технологии — это общее название организационных, информационных и прикладных формализованных технологий, обеспечивающих создание и управление CALS-системой.

  1. Технология описания бизнес-процессов на различных этапах жизненного цикла изделия. Наибольший интерес представляют этапы проектирования, создания, модернизации наукоемких изделий в силу их высочайшей сложности и огромного потенциала для оптимизации.
  2. Технология сквозной обработки прикладных данных в информационной системе - создание и выбор стандартов представления ЭОИ, способов и программно-технических средств описания, подготовки, обработки, передачи и управления данными, разработка прикладных протоколов взаимодействия программных компонентов CALS.
  3. Технология создания ЭОИ - описание процессов создания виртуальных изделий, процессов, среды.
  4. Технология информационного взаимодействия функциональных групп пользователей - реализация технологии в заданной программно-технической среде с учетом технологий сквозной обработки прикладных данных и создания ЭОИ.
  5. Технология управления целевыми и CALS-проектами. Многократно возросшая за последние десятилетия сложность целевых проектов, плюс создание изделия через его электронное описание требует обязательного перехода на автоматизированную систему формализованного управления целевыми и CALS-проектами.

CALS-системы

Под CALS-системой понимают автоматизированную систему управления, которая интегрирует информационные процессы в ЕИП и управляет интегрированным информационным обеспечением участников жизненного цикла изделия. Различают два вида CALS-систем.

CALS-система предприятия. Обеспечивает создание единой интегрированной системы управления унифицированным созданием и использованием конструкторской, технологической, производственной информации по всем видам изделий, а также интеграцию с внешними ИТ-системами.

CALS-система виртуального предприятия. Обеспечивает интеграцию и управление информационными процессами при решении задач корпоративного, отраслевого, межотраслевого, межгосударственного сотрудничества. К таким системам относятся средства категории PLM, или системы для проектов совместной разработки и создания изделия.

Несмотря на общность CALS-идеологии, задачи для этих видов CALS-систем весьма различны, поэтому подходы, проектные решения и модели управления также будут разными.

Важно отметить, что с точки зрения управления бизнесом CALS-система является системой управления данными об изделии, причем не в узком смысле, как ее часто преподносят поставщики программных средств PDM и PLM, а так, как это определено в ГОСТ 34.003-90, — автоматизированной системой, включающей все необходимые виды обеспечения.

Михаил Головко — независимый консультант по CALS-технологиям. С автором можно связаться по электронной почте: MGolovko@yandex.ru


Плюсы и минусы

+

  1. позволяет эффективно управлять очень сложными проектами с высокой долей параллельных работ
  2. существенно сокращает время цикла разработки и вывода новых изделий на рынок
  3. снижает себестоимость продукции со значительным повышением ее качества, упрощая подготовку предприятий и изделий к сертификации
  4. улучшает управление и контроль над бизнес-процессами предприятия, их оптимизацию в сложных проектах
  5. обеспечивает прямую реализацию современных требований качества
  6. обеспечивает высокую эффективность и снижение совокупной стоимости ИТ

-

  1. требует от руководства стратегического мышления, готовности к реорганизации бизнеса, понимания не сервисной, а бизнес-роли ИТ
  2. усложняет целевые проекты и требует от руководства и пользователей определенной ИТ-культуры
  3. требует системной организации работ
  4. требует создания выделенного CALS-подразделения