За последние несколько месяцев ситуация настолько обострилась, что стало попросту невозможно игнорировать бесконечные корпоративные скандалы, разразившиеся в корпоративной Америке.

Чад Дикерсон — директор InfoWorld по ИТ. С ним можно связаться по электронной почте
Члены конгресса пришли к соглашению о некоторых ключевых позициях билля о корпоративных мошенничествах, который они рассчитывают передать на рассмотрение президенту в ближайшее время. «Нескольких негодяев» в мире бизнеса, о которых президент Буш упомянул в своем выступлении перед лидерами Уолл-стрит, состоявшемся в начале августа, ждет тюремное заключение и огромные штрафы. Большинство американцев согласны с тем, что это справедливо. (Я уже писал, что большинству американцев никто не задавал никаких вопросов, когда их инвестиции в конце 1990-х годов приносили огромные доходы, но это вообще другая тема.)

Хотя чаще всего бремя следования по стезе добродетели ложится на плечи генеральных и финансовых директоров, я думаю, что директора компаний по технологиям должны разделить эту ответственность. Дело в том, что положение директоров по ИТ в компаниях настолько уникально, что в новых условиях они могут служить своего рода образцом для подражания в плане этики. Я много раз говорил о том, что работа директора по технологии сочетает в себе элементы бизнеса и технологии, но последние скандалы убедили меня в том, что в их деятельности есть и еще одна уникальная составляющая, практически никак не связанная с самой технологией: сочетание честности и практического подхода к работе. Слово «уникальная» я употребил потому, что мне приходилось наблюдать аспекты менталитета директора по ИТ, которые предопределяют некий уровень искренности и честности в мире бизнеса. Я вовсе не хочу сказать, что все директора по ИТ внутренне честные люди — в каждой профессии есть негодяи, но положение, которое они занимают в компании, предполагает ответственность за свою работу, вне зависимости от ее результатов.

Я неоднократно подчеркивал, что директора по ИТ — мастера деталей. Понимание критической важности деталей бизнеса, как правило, не позволяет им позже заявлять о своем полном незнании деталей конкретных операций, за что другие цепляются с отчаянным безрассудством.

В этом нет ничего нового для директоров по ИТ, которым известно, что такие подробности, как выбор производителя базы данных, могут существенным образом повлиять на качество предлагаемых вами услуг и их стоимость. Поговорите с любым директором по ИТ о его компании, и вам, как правило, сообщат мельчайшие подробности о том, какие именно технологии используются для решения конкретных бизнес-проблем и с каким успехом. Ответственность — непременный атрибут их работы.

Директора по ИТ также весьма скептически относятся к «быстрым» решениям сложных проблем, которые предполагают честный, серьезный анализ технологических задач и проблем бизнеса. Я думаю, это связано с тем, что многие директора по ИТ раньше занимались разработкой программного обеспечения, где в течение многих лет они пользовались рассудительными советами, например, Фредерика Брукса. В 1986 году Брукс написал эссе, озаглавленное No Silver Bullet (что, отбрасывая несвойственные нашей культуре аналогии с миром вампиров, можно перевести как «Действенного средства нет». — Прим. перев.), в котором рассказал о внутренних проблемах разработки программ. А в заключение заметил: «Если представить себе ситуацию через десять лет, то мы видим, что панацеи не существует». В мире технологий могут возникать определенные «чудодейственные» решения — объектно-ориентированное программирование, Web-службы и что-то еще, что изменит мир», но большинство директоров по ИТ, с которыми я разговаривал, игнорируют шумиху, поднимаемую вокруг той или иной технологии, и в своей компании используют то, что работает, и отвергают то, что оказывается пустышкой.

Основной составляющей характера директора по ИТ по-прежнему остается честность, которая так необходима современному миру бизнеса.