Определение: Логистическая цепочка (Supply Chain) — это «прослеживание» товара в учете и управлении, от поставщиков комплектующих и материалов, с одной стороны, и до точек розничной продажи — с другой. Часто используется вместе с концепциями value chain («цепочка добавленной стоимости») или virtual enterprise («виртуальное предприятие»), формализующими отдельные целевые рынки в рамках общей логистики.

Концепция «логистической цепочки» (supply chain management также часто переводится в отечественной практике как «цепочка поставок» или «цепочка снабжения») является естественным продолжением концепций бизнеса, возникших в ходе адаптации современных информационных технологий к практике развивающегося бизнеса. До начала 90-х годов было типичным рассмотрение производственного бизнеса как совокупности трех взаимодействующих, но, в сущности, независимых по методам управления подсистем: производство, снабжение, а также сбыт, или дистрибуция.

Однако после широкого распространения систем управления, обычно называемых системами класса MRP II/ERP, стало очевидным, что использование современных информационных технологий и развитие ПО позволяет вывести управление бизнесом на совершенно новый уровень, обеспечив высокую интеграцию всех бизнес-систем. При этом необходимо отметить, что обычные ERP-системы не обеспечивают необходимого уровня интеграции; для реализации типичных для SCM требований управления бизнесом необходимы новые продукты, которые и были предложены.

Сегменты SCM

В отличие от ERP-систем, рекламировавшихся как «универсальные», применимые ко всем без исключения отраслям бизнеса, продукты категории SCM четко определяются как ориентированные на конкретные виды бизнеса. В GartnerGroup выделяют, например, следующие наиболее отраслевые области применения средств управления логистическими цепочками в бизнесе:

  • непрерывное производство (process, asset-intensive);
  • производство на склад (discrete, make-to-stoсk);
  • производство на заказ (discrete, make-to-order);
  • сборка на заказ (discrete, assemble-to-order);
  • розничная торговля (retail);
  • сервис-ориентированный бизнес (service-intensive);
  • дистрибуция (distribution).

Следует отметить, что розничная торговля рассматривалась ранее (а во многих случаях и сейчас) как отдельный функциональный блок бизнеса. Но в последнее время наблюдается тенденция ко включению и розничной торговли в единую интегрированную систему управления бизнесом.

Сферы применения SCM

Сама по себе логистическая цепочка представляет собой весьма интересный инструмент управления бизнесом. Но кроме того, с использованием соответствующих финансовых инструментов возможно создание «виртуального бизнеса» из распределенной системы нескольких компаний, охватывающего полный жизненный цикл товара, или, наоборот, разделение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов». При этом для каждого «виртуального бизнеса» возможно поддержание полного спектра «виртуальных систем управления», характерных для единой компании.

Примеры типичных вопросов, решаемых системой управления логистическими цепочками, таковы:

  • Какова должна быть структура дистрибуции, система складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек?
  • Каким образом оптимизировать схему доставки товара на данный виртуальный рынок или как управлять "цепочкой добавочной стоимости"?
  • Где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок и как организовать систему поставок на данный рынок?

Суть анализа логистических цепочек очень проста. Он позволяет обнаружить ряд очевидных (но не тривиальных) фактов. Стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, но самым критическим образом сказывается на бизнесе только на последней стадии, при продаже конечному потребителю. На стоимости товара очень сильно отражается «общая эффективность операций», в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на этапе конкретной продажи. Наиболее управляемыми с точки зрения стоимости являются начальные стадии — стадии производства товара, а наиболее чувствительными — последние, связанные с продажей.

Приведем два примера ситуаций, когда анализ логистических цепочек критически важен.

  • Управление и оптимизация специфических потребностей поставок для каждого региона, требующих использования особых комплектующих или материалов. Скажем, детский трикотаж с вышитым рисунком изготавливается в Юго-Восточной Азии, а поставляется всюду - от Северного полюса до Южного. Естественно, для Саудовской Аравии и Канады требования к рисунку совершенно различны. Кроме того, в рождественский подарочный набор должны быть включены подарки, специфичные для каждой страны. Соответственно, их нужно заказать, поставить, упаковать.
  • Общий случай глобальной дистрибуции - в данном случае нужно сосредоточиться не на удовлетворении специфических потребностей жителей конкретной страны, а на проблеме управления глобальной дистрибуцией и снижении общих операционных издержек с учетом особенностей конкретного рынка страны или региона.

Российская специфика применения данной концепции состоит в том, что фактически с самого начала все сколько-нибудь значительные фирмы имели дело с управлением именно логистическими цепочками, которые им приходилось создавать «с нуля», а не с «простыми продажами». Однако некоторые не осознали этого до сих пор; неумение управлять или непонимание сущности управления сложным бизнесом обернулось для многих уходом с рынка.

Сергей Колесников — директор по консалтингу КГ «Экон-профи». С ним можно связаться по электронной почте: sk_consult@mtu-net.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями