Итоги форума «Россия в электронном мире»
Технологии умных домов активно используют и корпоративные клиенты, например аэропорт Шереметьево, и частные заказчики, оборудующие свои коттеджи и даже небольшие дачные домики по последнему слову технологической моды

Третий форум «Россия в электронном мире» стал смотром достижений муниципальной информатизации. В Президиуме Российской академии наук обменивались опытом более 1200 представителей федеральной и региональных администраций, а также органов местного самоуправления. Представитель межфракционного депутатского объединения «Электронная Россия» Светлана Смирнова заявила: «Сегодня важно не упустить шанс быть наравне с другими странами мира». Собравшиеся на форум руководители городских и районных администраций старались не упустить «шанс быть наравне», по крайней мере, с другими объектами финансирования упомянутой Федеральной целевой программы. В качестве испытательного полигона предлагали свою территорию Новый Уренгой, Республика Калмыкия, другие российские города и веси.

Победители конкурса «Электронный муниципалитет», в котором участвовали 43 проекта, были рекомендованы экспертным советом на получение финансирования из федерального бюджета. В число призеров попали проекты системы мониторинга здоровья населения Ижевска, Рязанской системы сбора и обработки коммунальных платежей «Электронный счет», Смоленской геоинформационной системы, научно-образовательной муниципальной сети города Соликамска Пермской области.

Отдача от информатизации

Администрация города Дзержинский Московской области была отмечена на конкурсе за комплексный интегрированный проект «Информационный город». Действительно, город в презентации мэра Виктора Доркина выглядел весьма впечатляюще: 27 каналов кабельного телевидения, высокая степень телефонизации города, полная компьютеризация его аппарата управления — на 100 сотрудников приходится 80 компьютеров и три локальные сети.

Весьма ощутимую отдачу от создания геоинформационной системы с подключенной к ней базой данных «Население» получил отдел жилищных субсидий Дзержинского. Прием населения теперь ведется без предварительной записи, при том что пользуются субсидиями 12% населения, а штат отдела сократился на 30%. Следует отметить, что для достижения такого эффекта были приняты не только технологические, но и регламентирующие меры. В 2001 году вышло постановление главы города, согласно которому организуются информационные потоки о «льготниках» между пенсионным отделом, отделом социальной защиты и муниципальным предприятием «УгрешаСервис», где рассчитывается плата за коммунальные услуги, техобслуживание и электроэнергию. Это освобождает «льготников» от необходимости в каждой организации, обязанной предоставить им льготы, документально доказывать, что они имеют на них право.

Не менее волнующим вопросом, чем улучшение качества обслуживания горожан, является экономическая эффективность муниципальных информационных систем. Небольшие российские города уже привыкли жить в условиях финансового дефицита, самостоятельно зарабатывать, делая невозможное возможным, но для этого, как минимум, требуются знания об имеющихся ресурсах.

Земельно-имущественный кадастр Череповца обошелся муниципальной казне в 1,8 млн. долл. С 1998 года приобреталось оборудование и программное обеспечение, строились сети передачи данных для связи с объектами, формирующими сведения для информационных систем, создавался цифровой план города, проводилась инвентаризация территорий. И вот первые результаты: в 2002 году от «автоматизации» земельно-имущественного кадастра городской бюджет получит 250 млн. руб. дополнительных доходов только за счет достоверного учета плательщиков налога на землю. Как заявил заместитель мэра Евгений Ширяев, Череповец стал первым городом в Вологодской области, который после принятия Земельного кодекса организационно и технически готов к продаже земли.

«Пора создавать свое лобби»

Пропорции распределения средств на ИТ между муниципальными, региональными и федеральным уровнями (3:6:91) напоминают перевернутую пирамиду, а она по определению не может быть устойчивой. Как бы ни была прекрасна концепция «Электронной России», ее ждет реализация в рамках старой структуры, в которой, как отмечали участники форума, никто не отстаивает интересы муниципального управления: «Ведомства как с цепи сорвались, каждое строит свою систему, информацию из которой город получить не может».

«Нам нужен совет конструкторов муниципальных информационных систем под эгидой Минэкономики, а возглавить работу по информатизации власти реально должен премьер-министр, решающий проблемы межведомственного взаимодействия», — считает президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер. Только в этом случае есть надежда, что в России все-таки появятся три кита информатизации всей страны: реестры физических лиц и юридических лиц и среда, в которой они функционируют.

Стоит ли сокращать расходы

Помимо системы казначейского исполнения бюджета, «локомотивом муниципальной информатизации» участники форума чаще всего называли электронные площадки для закупок продукции и услуг для нужд города или региона. По их словам, в некоторых случаях создатели таких площадок готовы работать в обмен на политическую поддержку органов власти, возмещая издержки за счет комиссионных за трансакции. Пока также муниципальным образованиям бесплатно предлагается воспользоваться уже работающей информационной системой, чтобы организовывать закупки для администрации Новосибирской области. Последнее достижение этой системы — подключение «Норильского никеля».

Правда, есть у электронных торгов одно «но», еще не всеми до конца осознанное: минимизация затрат, благодаря обеспечиваемому снижению закупочных цен на 9-15%, конфликтует со стремлением наполнить бюджет: выгодную цену может предложить поставщик из другого региона, который в случае получения заказа уплатит налоги в «чужую» казну.

Городской администрации — умные дома

Одной из приоритетных тем форума, наряду с «электронным правительством» и проблемами безопасности, стала интеграция систем жизнеобеспечения и безопасности, то есть интеллектуальные здания. У клиента существуют три причины платить за системы, оснащение которыми позволит его дому называться «умным»: энергосбережение, безопасность и комфорт. Для учреждений первые две могут оказаться очень значимыми (в сходной с Россией по климатическим условиям Норвегии есть примеры снижения энергопотребления в административных зданиях на 25-40% в результате внедрения таких систем). Умный дом позволяет предсказать выход из строя оборудования, стало быть, снижается риск крупных аварий, а следовательно и величина страховых выплат.

При «строительстве» интеллектуального здания в первую очередь имеет значение не оборудование, а программное обеспечение: разработка панелей, написание сценариев, интеграция. По словам президента группы компаний ICS Юрия Королева, доля цены оборудования при реализации такого проекта составляет меньше пятой части всех затрат клиента. Затраты на небольшую систему могут варьироваться от нескольких сотен до сотен тысяч долларов. Окупаемость рассчитывается с учетом роста тарифов на электроэнергию и для небольших проектов составляет 2,5 года, а для крупных проектов промышленных компаний около года.

Технологии умных домов активно используют и корпоративные клиенты, например аэропорт Шереметьево, и частные заказчики, оборудующие свои коттеджи и даже небольшие дачные домики по последнему слову технологической моды. Примерно 20% заказчиков «умных» зданий — телекоммуникационные компании, в том числе «Центральный телеграф», «Комстар», «Соник Дуо», которым необходимо централизованно управлять значительным числом объектов, расположенных на больших площадях и имеющих жесткие требования к климатическим параметрам; при этом каждый сбой приносит прямые убытки.

В столице сейчас «умнеет» офисное здание «Газтелекома». Недавно ICS оснастила современными системами жизнеобеспечения Останкинскую телебашню и жилой комплекс на улице Вавилова. Проект системы управления жилым зданием включал систему видеонаблюдения и контроля доступа, диспетчеризацию систем теплоснабжения, интеграцию систем вентиляции и кондиционирования, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, а также поквартирный учет электричества, воды и тепла.

Видеопомощь

Еще одним серьезно представленным на форуме направлением стала телемедицина, благодаря которой высококвалифицированная медицинская помощь добирается до самых труднодоступных районов страны. Как рассказал руководитель ИТ-отдела Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Валерий Столяр, Российская ассоциация телемедицины уже 5 лет занимается практической работой с использованием видеоконференц-связи. В год ассоциация проводит 1200 видеоконсультаций для пациентов из 36 регионов. Это первичные консультации и консультации после выписки больного по 22 направлениям медицины, но 60% из них — это сердечно-сосудистая хирургия. В проект вовлечены 84 консультанта, каждый из которых, по утверждению Столяра, уникальный специалист в своей области. Консультация стоит в среднем в 10-20 раз меньше, чем перевозка больного для очной встречи с врачом в Москве, а для регионов Сибири и Дальнего Востока соотношение между стоимостью удаленной и очной консультации доходит до 1:100.

Проект под названием «Москва — регионы России» предназначен не только для пациентов, но и для врачей: в год проводится около 600 телелекций, а также телесеминары с клиниками США и Европы. Кроме того, дистанционное консультирование способствует профессиональному росту местных медиков благодаря их присутствию на консультации, что немаловажно, поскольку за результат по-прежнему отвечает лечащий врач, а не консультант.

На создание центров привлекаются средства региональных бюджетов, страховых фондов, крупных предприятий (МПС, ЮКОС и др.), а также кредитные линии, ведь средства, вложенные в современное оборудование, не пропадают. Сложнее с деньгами на их содержание: только на оплату услуг связи консультационному центру требуется около 600 долл. ежемесячно. Энтузиасты деньги находят, однако невозможно долго эксплуатировать энтузиазм, это время постепенно проходит. По расчетам специалистов, для окупаемости затрат при нулевой прибыльности телемединскому центру требуется работать 20 дней в месяц по 3 часа, но уже есть примеры окупаемости центра в Уфе за 2 месяца. В какой-то степени резервом финансирования могут служить местные налоги, при условии, что часть консультаций оказывается бесплатно.

Уже работают центры в Смоленске, Иркутске, в госпитале им. Бурденко, Институте Сербского; вскоре начнутся консультации космонавтов в рамках проекта Темоs.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями