Круглый стол «Российские ИТ: большой рывок или фальстарт»

На круглый стол «Новые российские информационные технологии: большой рывок или фальстарт» рейтинговым агентством «Эксперт» были приглашены руководители отечественных ИТ-компаний и чиновники, курирующие вопросы информатизации. Выступающие обсуждали возможности информационной отрасли на внутреннем и внешнем рынке, а также роль государства в ее развитии.

Возможности

Среди перспективных моделей развития была упомянута проектная интеграция: разработка собственного программного обеспечения в связке с управленческим консалтингом по его внедрению, как правило, на базе уже имеющихся у клиента программных и аппаратных средств. Компании, позиционирующие себя как интеграторов, смотрят в будущее с оптимизмом: реструктуризация бизнес-процессов является тем резервом, которым предприятие может воспользоваться без серьезных капиталовложений, получив при этом снижение затрат на 10-15% годового оборота.

Пока ИТ-бюджет еще не стал неотъемлемой частью стратегических планов предприятий, финансирование информатизации осуществляется в основном по остаточному принципу; тем не менее возможностей для развития немало. Российские информационные системы сильны хорошо отработанными «особенностями», такими как учет кадров, заработной платы, бухгалтерский и налоговый учет, а также гибкостью, позволяющей реализовать любые бизнес-схемы в зависимости от стратегии предприятия. По словам вице-президента R-Style Юрия Отрашевского, в одном из самых успешных сегментов рынка — банковском, на 95% контролируемом российскими компаниями, ИТ-бюджеты составляют от 5% до 35% затрат банка.

Президент корпорации «Галактика» Николай Красилов отметил неплохую динамику развития отрасли: в то время как вся отечественная экономика в 2001 году «подросла» на 5%, ИТ-сектор — на 18%.

На мировом рынке таких темпов роста не наблюдается, внутренний еще далеко не исчерпан, но многие российские компании нацелены на преодоление границ, и, благодаря кризису, вытеснившему с рынка многих потенциальных конкурентов, у «наших» появляется шанс побороться с оставшимися. Однако, по мнению президента корпорации «Парус» Александра Карпачева, если отечественные компании будут чересчур сильно стремиться на Запад, они могут проиграть на обоих фронтах. Ведь многие мировые «ИТ-тяжеловесы» серьезно конкурируют с ними и в России. По мнению Красилова, присутствие на отечественном рынке крупных западных поставщиков информационных систем полезно: они приносят сюда свой богатый опыт и воспитывают у клиентов понимание того, что ИТ-решение не может быть дешевым.

Карпачев не разделил благодушного отношения коллеги к западным конкурентам. Несмотря на большое количество клиентов, на «Парус» с «Галактикой» приходится только 20% доходов российского рынка ERP-систем. Практически все остальные доходы получают западные поставщики и, учитывая, что их обороты на порядок больше, конкурировать с ними нелегко.

Стереотип, связывающий применения западных ИС с прозрачностью компании и ее капитализацией, поддерживаемый в том числе консультантами из «большой пятерки», очень силен. Считается, что расходы на российскую информационную систему — это затраты, а на западную — инвестиции, и большинство инвесторов, приобретающих предприятия в России для дальнейшей продажи, отказываются от услуг поставщиков отечественного программного обеспечения.

«Льготы противопоказаны»

По вопросу о влиянии государства на развитие отрасли на круглом столе наблюдалось почти полное единодушие. Руководитель департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономики Церен Церенов назвал лишь два возможных направления государственной поддержки ИТ-сектора: снижение административных барьеров и госзаказ. Превращение государства в крупного заказчика, влиятельного участника рынка способно стимулировать и корпоративный рынок (по словам Карпачева, на рубль государственных инвестиций можно найти 10 руб. частных).

Кроме того, государство должно отвечать за создание инвестиционного климата, а также играть важную роль в вопросе охраны интеллектуальной собственности. Что касается последнего, трудно представить, каким образом при скромных финансовых возможностях министерств и ведомств они смогут подавать пример использования лицензионных программ, поэтому Церенов предложил подумать над таким механизмом, как «отложенная лицензия». Другие способы поддержки, например налоговые льготы, по его мнению, в России противопоказаны. «Если ИТ помогут изменить стиль управления, то других механизмов господдержки и не понадобится», — заявил он.

Особых льгот ИТ-рынок не ждет. Единственное пожелание по поводу налогового стимулирования, высказанное Красиловым, касалось облегчения налоговой нагрузки для предприятий, внедряющих информационные технологии. Действующая норма амортизации на ПО (три—пять лет) не соответствует практике его использования, необходимо привязать ее к реальному сроку эксплуатации ПО, составляющему один-два года.

Карпачев считает, что помощь федеральной власти могла бы заключаться в мотивации внедрения ИТ на нижестоящих уровнях, как это было, например, с внедрением казначейской системы, породившим волну региональной информатизации.

Однако сейчас, благодаря «Электронной России», регионы может захлестнуть информационное «наводнение». Никто не может запретить использовать региональный бюджет на благо региона, поэтому в отсутствие единого центра, координирующего информатизацию органов власти, деньги тратятся «и параллельно, и перпендикулярно федеральному бюджету». С точки зрения поставщиков информационных систем, сепаратизм, конечно, благо, но впоследствии недостаточное внимание федеральных властей к этому вопросу дорого обойдется обществу.