Симпозиум, посвященный основным категориям программного обеспечения IBM

IBM провела первый в своей практике симпозиум, посвященный одновременно всем основным категориям программного обеспечения компании. Software Symposium 2002 пришел на смену нескольким традиционным техническим конференциям IBM — Planet Tivoli, LotuSphere Europe, форумам по DB2 и WebSphere. На пять предельно насыщенных дней июня компания собрала в столицу Австрии около трех тысяч специалистов, дав им возможность получить свежую информацию по содержанию своего программного портфеля. К симпозиуму было приурочено несколько важных анонсов по каждому из четырех программных линеек компании.

Tivoli Service Level Advisor позволяет отслеживать заданный соглашенями уровень обслуживания бизнеса со стороны ИС и предупреждать проблемы до того, как они сделают реальным срыв выполнения заключенных соглашений

Открывая симпозиум, вице-президент IBM ЕМЕА по программному обеспечению Маурицио Карли подчеркнул, что на сегодняшний день в Европе становится очевидна востребованность средств электронного бизнеса, растут инвестиции, но на практике Web-службы применяются не очень широко. Как показывают недавние аналитические исследования, 95% компаний уже используют Web-системы для своих внутренних нужд, но не более половины из них способны использовать их во «внешнем» мире — для поддержания отношений с заказчиками и поставщиками. Одна из главных причин — в неразвитости базовой инфраструктуры, которая должна включать в себя средства управления данными, организации совместной работы, управления разработкой и развертыванием Web-приложений и управления сетями и системами.

Ключевым фактором становится интеграция всех этих компонентов в единое целое, без которой, как полагают в IBM, невозможна интеграция приложений в среде электронного бизнеса. По данным Gartner, затраты на интеграцию составят в этом году 40% ИТ-бюджетов компаний, а опрос ИТ-менеджеров, проведенный другой аналитической фирмой, Morgan Stanley, показал, что интеграция является для них задачей номер один — 56% опрошенных выделили ее как первоочередной стратегический проект в области программного обеспечения. Речь здесь идет как об интеграции бизнес-приложений и унаследованных систем, так и создании общей инфраструктурной базы. В последнем случае, как правило, компаниям приходится объединять системы от разных поставщиков. IBM же стремится заявить себя как единый источник полного арсенала средств для построения и поддержки Web-приложений. Четыре основных программных брэнда — DВ2, WebSphere, Lotus и Tivoli — отныне образуют единую платформу, названную платформой интеграции промежуточного слоя. Отсюда и решение о проведении объединенного форума, призванного продемонстрировать возможности программных технологий от IBM в единстве и многообразии.

Новый образ Tivoli

Выступления руководителей программных подразделений IBM перед прессой пестрели цифрами, подтверждающими те или иные тенденции, лидерство компании в затронутых тематикой форума областях и т.д. Так, по заказу подразделения, которое ведает семейством продуктов управления Tivoli, был проведен опрос старших ИТ-менеджеров в 260 крупных и средних компаниях Франции, Германии, Италии и Великобритании. Его результаты показали, что 88% компаний осознают необходимость управления проблемами, возникающими в информационных системах, но почти у половины из них нет инструментов для анализа влияния простоев на бизнес. Более четверти не могут восстановить все критичные для бизнеса данные в случае серьезных сбоев в ИТ-инфраструктуре системы. Эти данные подтверждают значимость усилий IBM, связанных с совершенствованием семейcтва Tivoli. А оно действительно претерпело серьезные изменения.

Смысл перемен сводится к тому, что Tivoli, во-первых, становится проще для пользователей, а во-вторых, больше внимания сосредоточивает на управлении ИТ с точки зрения влияния информационных систем на бизнес. Заказчики не хотят, чтобы управляющая система, призванная упорядочить работу их «зоопарка» информационных систем, сама превращалась в источник постоянного напряжения из-за своей непомерной сложности. В ответ на эти пожелания семейство Tivoli сделано более компактным и простым в развертывании. Теперь в портфель Tivoli входит 18 продуктов, сгруппированных по четырем основным направлениям управления: конфигурирование и текущие операции, производительность и готовность, защита, хранение.

Общим знаменателем для Tivoli становится новая парадигма управления влиянием на бизнес Business Impact Мanagement, суть которой состоит в том, чтобы предсказывать возникновение проблемы до того, как она приведет к выходу из строя сервера и простоям критически важных для бизнеса приложений.

Ключевая роль здесь принадлежит новому продукту Tivoli Service Level Advisor. Заключение соглашений об уровне обслуживания бизнеса со стороны информационных систем. Новый модуль позволит отслеживать заданный уровень и предупреждать проблемы до того, как они сделают реальным срыв выполнения таких соглашений.

IBM трудно назвать первопроходцем в этой области: над реализацией модели управления ИТ-услугами успешно работает Нewlett-Рackard, средства управления уровнем обслуживания имеет в своем арсенале и Сomputer Associates. Как ни странно, IBM некоторое время назад продала решения по управлению услугами в рамках Tivoli компании Peregrine, но теперь, поддерживая с Рeregrine отношения стратегического партнерства с области управления инфраструктурными ресурсами для бизнеса в определенных отраслях, возвращается к решению этой проблемы.

Сегодня у IBM есть серьезные основания заявлять о реальном воплощении принципов проактивного управления информационной инфраструктурой, то есть такого управления, когда система не просто реагирует, но способна предупреждать проблемы и сбои. Составной частью Service Level Advisor является хранилище данных на базе DB2, в котором собираются все метрики работы различных систем. Такое хранилище открывает возможности для сбора данных из разных источников, не только в рамках Tivoli, для агрегирования исторических данных с последующим их анализом, для выборки определенных групп метрик. Все это позволит не просто составлять отчеты о работе системы на уровне отдельных аппаратных компонентов, приложений и бизнес-процессов, но и выполнять сложный анализ с помощью средств бизнес-интеллекта, и выявлять проблемные ситуации до их возникновения.

В сфере WebSphere

По степени внимания и числу анонсов WebSphere — еще один фаворит конференции. В этот конгломерат программных продуктов входят: сервер приложений WebSphere Application Server, новая версия которого базируется на технологии J2EE 1.3 и широко использует возможности Web-служб; WebSphere Portal, объединяющий с помощью Web-служб информацию с разных платформ; пришедшая на смену промежуточному программному обеспечению MQSeries система WebSphere MQ; новый пакет для интеграции бизнес-процессов WebSphere Business Integration, вобравший в себя технологии приобретенной в этом году компании CrossWorlds Software; платформа разработки WebSphere Studio.

По мнению Хенрика Хедегаарда, вице-президента IBM Software Group EMEA по WebSphere, растущая популярность Web-служб связана опять же с насущной проблемой интеграции разнородных приложений в компании, приложений, написанных на разных языках, включая не только C++, Java и Visual Basic, но и «древний» Cobol, приложений партнеров и клиентов. Как отмечает Хедегаард, Web-службы представляются удобным инструментом для такой интеграции; нужно только, чтобы инфраструктура промежуточного слоя поддерживала соответствующие стандарты, механизмы развертывания, защиты и разработки Web-служб. Что и делает сегодня WebSphere в полном объеме. Сервер приложений WebSphere Application Server базируется теперь на последних версиях стандартов Web-служб и включает в себя мощный UDDI-репозитарий и средства для защиты, управления, разработки и визуальные средства для формирования и управления распределенными потоками обслуживания между J2EE-компонентами и др.

Семейство средств разработки приложений и Web-служб WebSphere Studio пополнилось новым инструментарием, который поддерживает все компоненты программной среды промежуточного уровня от IBM. Благодаря этим дополнениям WebSphere Studio превращается в унифицированную платформу разработки для любых типов приложений, которые будут строиться на базе инфраструктурного программного обеспечения от IBM. В результате WebSphere Studio не только упростит и удешевит процессы разработки, тестирования и отладки новых решений, но и станет важным фактором интеграции разных программных направлений компании. Новые модули строятся на базе платформы Eclipse — открытого источника механизмов и правил для создания инструментальных средств разработки, который поддерживается ведущими производителями подобных пакетов. В число участников управляющего совета Eclipse помимо IBM входят Borland, Fujtsu, Rational Software, RedHat, Sybase и ряд других компаний. Уже более 175 разработчиков инструментальных средств используют или планируют использовать Eclipse в своих продуктах.

Следующим шагом в совершенствовании и унификации платформы разработки WebSphere Studio станет выпуск системы WebSphere Studio Enterprise Developer, которая сейчас находится на стадии бета-тестирования. Эта среда объединит визуальные возможности сквозной разработки Web-приложений и программирования на Java с интеграцией программ на языках Cobol и PL/1. WebSphere Studio Enterprise Developer позволит унифицировать процесс разработки и создать реальную среду совместной работы, в которую смогут включиться приверженцы разных методов и языков программирования.

Реалии и перспективы

По данным Gartner, IBM вышла в лидеры рынка баз данных: ей принадлежит 34,6% этого сектора мировой программной индустрии. Равные доли в 34% держат IBM и ВЕА Systems на рынке серверов приложений, 90 млн. пользователей по всему миру работают с Lotus Notes, а Tivoli лидирует на европейском рынке систем ИТ-управления. На симпозиуме были представлены новые средства DB2 по управлению контентом — данными произвольных типов, поддержки документооборота и мобильного доступа по Internet в Lotus. Но, пожалуй, больше сегодняшних побед впечатляют перспективные исследования и разработки. Компания работает над реализацией принципов autonomic computing, открывающих путь к созданию компьютерных систем, способных к самоуправлению: автоматически адаптироваться к изменениям среды, самостоятельно обнаруживать и устранять угрозы работоспособности, конфигурировать собственные ресурсы «на лету», самовосстанавливаться. Эти фантастические, на первый взгляд, возможности уже «прощупываются» в реалиях сегодняшних DВ2, WebSphere, Lotus и Tivoli, например, в средствах проактивного обнаружения и автоматической корректировки потенциальных проблем в Tivoli.

Другое направление — участие в проектах по созданию единого, распределенного по всей Сети пула ресурсов, в частности, для научных исследований. IBM предлагает в перспективе объединить лучшее из двух миров — Web-служб и протоколов Grid — и создать архитектуру открытых Grid-служб с высочайшей степенью масштабируемости и средствами безопасного доступа в глобальном масштабе к ресурсам и приложениям.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями