Он изменил наше представление о том, как использовать свои ПК

Мы собрались здесь, чтобы проститься с Napster или, по крайней мере, засвидетельствовать, что он больше никогда не появится в прежнем своем виде.

Этот сайт обмена музыкальными записями за недолгие годы своего существования стал не только другом миллионов людей, но и злейшим врагом ассоциации Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии и ее директора Хилари Розен. Napster, наконец, окончательно и бесповоротно поглотила корпорация Bertelsmann, бывшая его партнером по бизнесу. Она вложилась в Napster и дала ему новое дыхание в амплуа рядового сайта, предлагающего музыку по подписке, заставив отказаться от бурного образа жизни.

Но наследие Napster как музыкального импресарио, хотя и не обладавшего авторскими правами, все еще живо. Napster удалось совершить настоящую революцию в мире меломанов.

Музыкальный взрыв

Формат MP3 позволил загружать музыкальные записи по Internet. Но Napster привнес в массы не только формат и концепцию. Он каталогизировал файлы миллионов пользователей на центральном сервере

Рожденный гением вундеркинда Шона Феннинга, Napster стал олицетворением бума в сетевом мире, изменил наше представление о том, как надо слушать музыку, как использовать свои ПК и как относиться к собственности. Он привнес в массы такие чуждые официальщине концепции, как одноранговые сети (peer-to-peer). Он предложил реальное применение возможностям широкополосного доступа. Он даже заставил многих смириться с воровством. Он был символом новой экономики и вызывал ярость тех, кто жил старыми принципами. В конце концов, он был и отвергнут новым рынком, формированию которого так помог.

Формат MP3 позволил загружать музыкальные записи по Internet. Но Napster привнес в массы не только формат и концепцию. Он каталогизировал файлы миллионов пользователей на центральном сервере таким образом, что всякий мог быстро найти все, что ему требовалось, а затем давал возможность без труда соединиться с удаленным ПК.

Наверное, никто в музыкальной индустрии не думал, что люди захотят получить доступ к миллионам записей. Но как только это произошло, фанаты цифровой музыки открыли для себя огромное количество новой музыки, получив возможность общения с любителями весьма и весьма экзотических направлений.

Подделки и оригиналы

Однако, добившись огромного успеха (в пиковый период работы на нем было зарегистрировано более 80 млн. пользователей), Napster стал бельмом на глазу для истеблишмента. Звукозаписывающие компании обрушились на Napster с судебными исками; последователи начали предлагать аналогичные или даже более качественные услуги. Возникли Gnutella, MusicCity (позже известная как Morpheus), Kazaa и AudioGalaxy, предлагавшие помимо музыкальных еще и видеофайлы. Некоторые из них существуют и поныне, и у них теперь даже больше пользователей, чем у Napster. Однако для музыкальных компаний по-прежнему существовал лишь один враг — Napster.

В какой-то момент философия собственничества — «что ваше, а что мое, и кто должен за что платить» — восторжествовала. По этому поводу высказывались суды, корпорации и рок-звезды. В то же время, судя по всему, публика придерживалась иного мнения, о чем свидетельствовали по-прежнему огромные объемы загрузок звукозаписей.

Крупные звукозаписывающие компании, такие как Sony, Universal, Warner Bros., EMI и BMG, решили предпринять активные действия, даже если их иски дискредитируют идею. После периода метаний и глухих угроз, в течение которого большинство людей пользовались возможностью бесплатно получить какие угодно записи, эти компании объединились в две группы и открыли свои службы загрузки музыкальных записей. Эти поддерживаемые звукозаписывающей индустрией службы не имели двух важных достоинств, которыми обладал Napster. Если Napster был бесплатным сайтом и предлагал практически неограниченный выбор, услуги официальных сайтов казались неприемлемыми по цене, а выбор музыки на них был крайне скуден.

Мотивы будущего

Так какова роль Napster в революции CD-R? Пользователи быстро осознали преимущества, которые дает возможность собирать песни самых разных музыкантов и из множества разных альбомов, получать их от разных людей из разных стран мира, а затем записать их для себя, составив диск любимой музыки. Платные службы звукозаписи не понимают, что заниматься всем этим меломанам было столь же приятно, как слушать саму музыку. Они же стремятся сделать такие операции не просто юридически незаконными, но и попросту невозможными, вместо того чтобы придумать, как лицензировать подобную деятельность.

В какой-то момент компания, обслуживавшая сайт Napster, предложила такой вариант: звукозаписывающие студии лицензируют ей свои каталоги, а она, в свою очередь, будет взимать с пользователей Napster по 5 долл. в месяц за обслуживание, в результате чего студии смогут получить больше денег, чем они могли даже мечтать. К сожалению, это предложение не было принято.

Napster попытался играть по правилам после поражения в суде и денежных вливаний со стороны прежнего врага — Bertelsmann. Компания даже разработала бета-версию платной службы, которая использовала особые файлы .nap, работать с которым могли только абоненты сайта. Но эта служба оказалась слабым подобием прежнего Napster. Даже при попытке легализовать свою деятельность Napster не приобрел друзей среди тех, кто мог предоставить права на музыкальные записи. И теперь мы никогда не узнаем, могли ли эти люди сделать студии звукозаписи очень, очень богатыми.

Обратите внимание: Napster не существует уже почти год, а мы по-прежнему о нем говорим. Вот это наследие.