В последние годы многие отечественные компании-разработчики объявили о переходе от учетных тиражных систем к системам управления «среднего класса». Такой подход вполне отражает современные требования рынка.
Дмитрий Аглицкий — независимый консультант. С ним можно связаться по электронной почте по адресу aglizky@ab-consulting.ru

Действительно, по мере развития российских предприятий управлять ими лишь на основе здравого смысла становится все сложнее. Прогрессивные руководители, опираясь на комплексные системы управления, стремятся повысить устойчивость предприятия в условиях рынка, а сам бизнес сделать более предсказуемым и успешным.

Смена приоритетов

Сегодня на российском рынке делового программного обеспечения представлено несколько десятков отечественных и зарубежных систем для комплексной автоматизации предприятий, различающихся идеологией построения, функциональными возможностями, сроками внедрения, сложностью освоения и эксплуатации, стоимостью одного рабочего места и т.д.

Большинство современных программных платформ, используемых для реализации комплексных систем управления, не имеют принципиальных ограничений для практического применения. Фактически каждая такая система, корректно реализованная на любой из них, оказывается вполне работоспособной, масштабируемой и переносимой. Функциональность большинства «средних систем» для «среднего бизнеса» также достаточно близка, по крайней мере, в пределах конкретной отрасли. Более того, просматривается тенденция к дальнейшему сближению; иногда существенные различия можно обнаружить только на уровне терминологии. Поэтому для клиента в ряде случаев уже не так принципиально, какая система берется за основу. Располагая отработанным механизмом настройки произвольной системы, в конечном счете можно удовлетворить потребности клиента.

Комплексная система автоматизации обладает набором сложных потребительских качеств. Далеко не все из них потенциальный клиент в состоянии определить и осознать во время, скажем, посещения специализированной выставки или демонстрационного зала.

Построение долгосрочных отношений

Сегодня перед предприятием встает вопрос выбора не столько конкретной системы управления, сколько партнера, способного претворить в жизнь заявленные цели комплексного проекта автоматизации.

Курс на построение долгосрочных отношений предприятия с поставщиком комплексной системы управления предполагает проведение детального предварительного анализа его деятельности. К наиболее значимым факторам, влияющим на выбор будущего партнера, можно отнести следующие.

Бизнес-практика компании. В качестве важных критериев здесь выступают стаж работы на рынке, финансовая устойчивость, деловая репутация, а также деловая активность компании — относительная доля рынка, объемы продаж, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики и т.д.

Основные клиенты с учетом их общественного статуса, характера деятельности, масштаба бизнеса, отраслевой принадлежности и т.д. Важна также степень удовлетворенности клиентов осуществленными компанией проектами комплексной автоматизации.

Позиция руководителей по ключевым вопросам развития информационной отрасли в целом, их способность отслеживать наиболее важные тенденции и вносить коррективы в решения собственной компании. Высокая публичная активность руководителей позволяет более точно прояснить их позицию.

Бизнес-культура компании как интегрированное представление о ее нормах и ценностях, социально-психологический климат в коллективе. Заслуживает также внимания образование и квалификация персонала, степень его подготовленности к различным видам деятельности, доброжелательность, аккуратность, ответственность и т.д.

На передний план выходит способность поставщика развивать систему под требования заказчика и самому развиваться вместе с рынком.