CATIA Shipbuilding Centre призван пропагандировать «прорывные» технологии CATIA, DELMIA, ENOVIA и SmarTeam.

Санкт-Петербургский государственный морской технологический университет (он же «Корабелка») обзавелся Центром компетенции, торжественно открытым 26 апреля компаниями IBM и Dassault Systemes. Центр, названный CATIA Shipbuilding Centre, будет ориентирован не только на инженерное проектирование, но и на интегрированные решения поддержки жизненного цикла изделий (PLM — product life management). Идея PLM настолько близка IBM, отвечающей за маркетинг большей части систем Dassault, что соответствующее подразделение корпорации даже называется теперь IBM PLM Solutions. Вступительную речь произнес Сергей Яскевич, представлявший отделение IBM PLM Nordic. Новый центр призван пропагандировать «прорывные», как выражаются в IBM, технологии CATIA, DELMIA, ENOVIA и SmarTeam (на продукты линии SolidWorks партнерство Dassault и IBM не распространяется).

CATIA — хорошо известный в России продукт, но отечественные судостроители только начинают его осваивать. На конференции, приуроченной к открытию центра, были представлены новые приложения для судостроителей

«Универсалы» и корабельщики

Dassault Systemes, отпочковавшаяся в свое время от авиастроительной фирмы Dassault Aviation (один из основателей Dassault Systemes, Франсис Бернар, которого даже величают отцом CATIA, делал доклад на конференции и отвечал на коварные вопросы преподавателей «Корабелки»), развивает решения для судостроителей наряду с другими отраслевыми решениями. Оппоненты идут по тому же пути, например, свое решение для судостроителей — Pro/Engineer Shipbuilding Solution — с Windchill в качестве PLM уже не один год продвигает в эту отрасль компания PTC. В Dassault не говорят пока о своем лидирующем положении в этой отрасли, но, безусловно, претендуют на него.

В судостроении, похоже, в большей степени, чем в других отраслях машиностроения, сильны позиции фирм, выпускающих «отраслевые» решения. Системы Tribon, Foran или NAPA изначально ориентированы на судостроителей и отработаны до мелочей с многочисленными заказчиками-судостроителями. Но, не имея таких ресурсов, как Dassault, PTC или UGS, они не в состоянии оперативно обзавестись развитыми средствами для поддержки жизненного цикла изделия, совместной работы и других интеграционных функций, необходимых в современной ИТ-индустрии. Все это ведет к тому, что заказчики переходят к «универсалам». Особенно это касается крупных корпораций — как известно, гиганты предпочитают иметь дело с гигантами, и интерфейсы обмена информацией между подразделениями, субконтракторами и другими участниками процесса для них выходят по значимости на первые места. Но многие КБ и верфи успешно комбинируют нишевые и универсальные системы, скажем, используют NAPA для расчета корпуса судна, а для остальных задач — CATIA. Встречаются и комбинации программного обеспечения непосредственных конкурентов (например, в авиационной промышленности концерн AirBus принял как стандарт CATIA в комплекте с PDM Windchill от PTC).

Джон Ромеро, возглавляющий в IBM PLM Solutions судостроительное направление, рассказывал о продвижении CATIA на американский рынок военно-морских заказов. Крейсерские подводные лодки и атомные авианосцы — серьезное испытание для инженерного пакета любого класса: макет авианосца может состоять из десятка миллионов деталей, что на два-три порядка больше, чем в модели самолета. Круизные лайнеры лишь немногим проще, но, поразительным образом, проектирование их укладывается в сроки меньшие, чем в авиационной и даже автомобильной промышленности: кораблестроительные компании, ориентирующиеся на открытый рынок, ставят себе задачу уложиться в месяцы. Представитель одной из крупнейших европейских верфей, Mayer Werft, где уже отказались от изготовления физических макетов, говорил на конференции о полугодовом цикле проектирования для круизных лайнеров водоизмещением около сотни тысяч тонн.

Морская держава осваивает САПР

Советская судостроительная промышленность была одной из самых мощных в мире. У нас крупнейшие по площади и численности работников судостроительные предприятия. Современной отечественной судостроительной промышленности, ориентированной в большой мере на военный флот, живется сейчас нелегко. Наиболее выгодны военные и гражданские заказы из Индии и Китая, внутренний рынок нуждается в танкерах и лесовозах, но богатым заказчикам часто удобнее размещать свои заказы в Корее или Германии, где работают эффективнее. Наши гигантские предприятия живут впроголодь, в долгу у энергетиков, но сообщают о многомиллионных контрактах. Для тех, кто работает по контрактам с западным заказчиком, САПР стал предметом первой необходимости.

В мире Dassault Systemes продает САПР при помощи IBM более чем на 1 млрд. долл. в год, из них чуть ли не четверть приходится на Германию. Россия заведомо не дотянет и до процента в мировом обороте. Увы, даже если учесть пиратские лицензии — своеобразную фору нашим конструкторам, соотношение радикально не изменится. Производители рассчитывают на спад пиратства со вступлением России в ВТО, но, с другой стороны, ясно, что массовый переход на платформу Wintel поднимет новую волну: на предыдущей, четвертой версии CATIA, существовавшей только для Unix, пирату было не развернуться. Впрочем, что толку от освоения пиратской версии, если на рабочем месте стоит кульман? Отечественное судостроение в освоении тяжелых САПР отстает от наших же автомобильной или аэрокосмической отраслей. Здесь пока нет речи даже о предприятиях с десятками официальных рабочих мест CATIA, и говорить об электронных моделях из миллиона деталей пока просто нелепо. В то время как для западного предприятия одним из главных мотивов покупки дорогих пакетов остается сокращение высокооплачиваемых инженеров, то у нас этого требуют сжатые сроки. Но главное — проектировщики должны иметь возможность работать в той системе, которую укажет заказчик.

CATIA Shipbuilding Centre возник, конечно, не на голом месте. При старейшем корабельном вузе страны был создан Институт информационных технологий — совместный проект СпбГМТУ и Центра информационных технологий «Мебиус». Центр «Мебиус» — интегратор, работающий не только в судостроительной отрасли, его крупнейшие проекты связаны с энергетическим машиностроением. Потому и Институт информационных технологий (по сути, учебный центр) готовит слушателей по специальностям в соответствии с партнерскими соглашениями «Мебиуса» (CATIA в САПР, ERP-продукты серии MK от Computer Associates).

Звезда электронного судостроения

На конференции внедрение CATIA представлял заместитель главного конструктора по САПР ГУП «Звездочка».

«Звездочка» — огромное судоремонтное предприятие, на котором чинили в свое время атомный ледокол «Ленин». Теперь профиль предприятия, конечно, сильно изменился, мощности недогружены, зато появились новые прибыльные направления. Это постройка траулеров, буксиров, деталей нефтяных платформ. Заказчики в основном иностранные, но есть совместные проекты: электронная и холодильная начинка траулеров норвежская, корпус и ходовая часть наши. Хорошо продаются сверхбольшие гребные винты. На предприятии более тысячи персональных компьютеров на несколько тысяч служащих, и с САПР здесь знакомы: для тех же винтов используют продукты Unigraphics, в чем им помогает Sterling Group. Есть и российская система «Кредо». Теперь «Звездочка» экспериментирует с CATIA 5 на платформе Intel (на этот раз с обучением и выбором модулей помогает московский партнер IBM — компания «ГетНет»). Взаимодействие с норвежскими кораблестроителями будет происходить с использованием электронного моделирования. Небольшой группой инженеров «собрано» машинное отделение, уже сейчас по электронной модели даются рекомендации ремонтникам, определяются узкие места в буквальном и переносном смыслах — средства CATIA позволяют моделировать передвижение виртуальных матросов по виртуальному кораблю. Полностью модель траулера появится к концу года. Когда технологии будут освоены, CATIA начнут использовать более широко (сейчас рабочих станций CATIA меньше десяти). Другая часть проекта — внедрение PDM/ERP (в части PDM также при поддержке «ГетНет»). «Звездочка» выбрала SmarTeam, внедрение которой обойдется дешевле, к тому же ее сильное место — автоматизация отношений с поставщиками и заказчиками, что как раз требуется «Звездочке». Как можно заметить, и в этом случае волна автоматизации как бы катится не от головы, а от хвоста — со стороны заказчика к проектировщику. Но в любом случае в отрасли происходит освоение электронных технологий, без которых самые высокие «неэлектронные» технологии стремительно утрачивают свои конкурентные преимущества, и новый центр компетенции может стать в этом процессе мощным катализатором.


Корабельная CATIA

CATIA — хорошо известный у нас продукт, но отечественные судостроители только начинают его осваивать. На конференции, приуроченной к открытию Центра, были представлены новые приложения для судостроителей. Приложение Structures Preliminary Layout особенно полезно на начальных этапах проектирования, когда многие вопросы еще обсуждаются с заказчиком. В нем можно определить обводы корпуса (их можно импортировать из более специализированных пакетов), общий вид палуб и мостиков, основные переборки и отсеки корабля. Structure & Conceptual Design и Structures Functional Design позволяют вводить толщины палуб, переборок, ребер жесткости, других корпусных конструкций, увязывая их с соответствующими каталогами спецификаций.

С появлением приложения HVAC Design для проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования набор приложений для корабельных коммуникаций, и ранее уже довольно многочисленный, приобрел законченный вид. Автоматизированы процессы прокладки трубопроводов, контрольно-измерительных систем, кабелей, устройства фундаментов для оборудования. Space Reservation может перемещать блоки оборудования как единое целое; System Routing помогает прокладывать коммуникации с заданными параметрами через отсеки любой формы, сохраняя привязку логических схем к физической трехмерной модели. Плоды интеллектуальной деятельности CATIA при необходимости корректируются «от руки» или проверяются другими средствами Dassault.

Со сложностью электронных трехмерных моделей призваны справиться инструменты, входящие в состав ENOVIA. Structure Penetration Management проверяет совместимость требуемых изменений, например новой трассы трубопровода с системами, разработанными другими приложениями и коллективами. Вообще пакет ENOVIA, нацеленный на поддержку сложных проектов, выполняемых параллельно работающие группы проектировщиков, обеспечивает документооборот, портал для совместной работы, управление версиями и другие «приспособления» для коллективной работы. ENOVIA DMU Navigator дает эффектные средства «передвижения» по модели корабля. Инструментарий анимации с шагающими человечками наводит на мысль об игровых приставках для серьезных дядей, однако обладает реальной функциональностью и незаменим при эргономических оценках создаваемых конструкций.

С появлением приложения HVAC Design для проектирования систем отопления и вентиляции набор приложений для корабельных коммуникаций приобрел законченный вид
Приложение Structures Preliminary Layout особенно полезно на начальных этапах проектирования, когда многие вопросы еще обсуждаются с заказчиком
Приложения Structure & Conceptual Design и Structures Functional Design позволяют вводить толщины корпусных конструкций
ENOVIA DMU Navigator дает эффектные средства «передвижения» по модели корабля

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями