Универсального подхода к решению проблемы Quality of Service пока не найдено
QoS-приставки легки в установке и часто позволяют многократно сократить время развертывания и формирования политики управления

Развитие сетевых служб и приложений за последнее десятилетие способствовало появлению корпоративных локальных сетей с разнородным трафиком, систем планирования ресурсов предприятия и приложений электронного бизнеса, соперничающих за жестко лимитированную полосу пропускания. Эти приложения, требуя все больших ресурсов, стимулируют спрос на более интеллектуальные сети, что и послужило причиной формирования такой концепции, как качество обслуживания (Quality of Service — QoS).

Самое главное при этом — определить, где именно необходимо реализовать соответствующие решения (в локальной сети, на границе глобальной сети или на настольных системах), чтобы добиться максимальной эффективности и сократить затраты. Отсюда и возникают бесконечные споры среди специалистов по сетевым технологиям, так что определенного ответа на данный вопрос до сих пор нет. Каждое предприятие использует свой уникальный набор топологий, приложений и многочисленных требований к распределенным сетевым вычислениям, поэтому каждую реализацию механизма обеспечения гарантированного качества обслуживания необходимо анализировать особо.

Определенно известно только — QoS абсолютно необходимо для отстаивания идей электронной коммерции, а также для того, чтобы гарантировать требуемый уровень готовности для бизнес-процессов, интенсивно использующих сеть, наподобие приложений компаний PeopleSoft и SAP.

Трудности при реализации концепции QoS частично объясняются ограничениями технологии, которая как раз и призвана управлять качеством обслуживания. IPv6, протокол Internet следующего поколения, должен устранить многие недостатки широко применяемого сейчас IPv4. Он дает новый толчок совершенствованию возможностей обеспечения качества обслуживания.

IPv6 обеспечивает QoS за счет интеграции резервов производительности и управления нагрузкой сети. Возможности установки меток потока и приоритетов в заголовках пакетов IPv6 позволяют улучшить контроль производительности при маршрутизации трафика.

Перевод действующей сети с протокола IPv4 на IPv6 — задача довольно сложная. Разнообразные варианты шлюзов и туннелирования, устанавливаемые для связи разнородных сетей, потребуют от сетевых инженеров крупного предприятия немалых усилий. Добиваться от своих специалистов быстрого перехода на новую спецификацию, значит зря отнимать ресурсы у других проектов. Кроме того, реализация любого межсетевого шлюза или посреднической службы, необходимой для связи этих протоколов, определит новые уровни производительности и задержки. Тем не менее, благодаря тем преимуществам, которые дает IPv6 с точки зрения долгосрочной перспективы, их реализация оправданна.

Несмотря на трудности, возникающие при реализации механизмов QoS, эффективность управления им можно максимально увеличить за счет уже существующих технологий.

Обеспечение QoS по всей сети должно включать в себя несколько фундаментальных принципов управления политикой работы и формирования трафика, определение очередности передачи пакетов и планирование, а также передача сигналов между элементами сети для того, чтобы можно было корректным образом определить приоритеты трафика с учетом его важности для предприятия. Эффективное решение QoS должно отвечать за весь трафик, передаваемый по сети, и работать согласованно с любыми другими стратегиями QoS, которые могут быть использованы. При этом каждое устройство, поддерживающее QoS на всем пути передачи пакетов, от клиента и хоста к маршрутизатору и межсетевому экрану, должно быть надежным, чтобы иметь возможность настроиться в соответствии с одним и тем же сигналом. Если все устройства одновременно требуют высокого приоритета, неминуемо возникнет затор.

Альтернативой маршрутизаторам, поддерживающим QoS, и размещаемому в сети управляющему ПО могут служить настольные решения. Они в состоянии сократить перегруженность на уровне приложений и обойти вопросы шифрования, которые затрудняют мониторинг QoS. Но мониторинг на хосте лишь частично решает проблему. Зачастую громоздкий в управлении, он не позволяет контролировать входящий трафик или трафик, передаваемый неподдерживаемыми устройствами в сети.

Одна из самых больших проблем, связанных с производительностью (и в решении которой действительно могут помочь механизмы QoS), возникает на границе корпоративной сети, где высокоскоростная локальная сеть «вливается» в значительно более медленное соединение c глобальной сетью. Вследствие более низкой скорости канала происходит задержка при передаче данных, из-за чего часто страдают удаленные офисы.

Для решения этой проблемы в последнее время все чаще используются специализированные серверные приставки. Так, компания Sitara Networks предлагает приставки QoSWorks и QoSArray, с помощью которых можно автоматически конфигурировать политику управления сетью и осуществлять контроль, не требуя изменений в существующей сети.

QoS-приставки легки в установке и часто позволяют многократно сократить время развертывания и формирования политики управления. Как правило, устанавливаемые на границе между локальной и глобальной сетями, приставки могут контролировать уровень обслуживания и гарантировать готовность за счет поддержки резервирования полосы пропускания, формирования трафика и управления приоритетами пакетов, а также функций мониторинга в реальном времени.

Однако, похоже, со временем управление QoS в будущем столкнется с еще большими трудностями. Будущее поколение приложений, в том числе приложения передачи голоса по IP-сетям и потокового мультимедиа, будет еще более требовательно к вопросам полосы пропускания и задержки и еще больше усложнит управление сетями. Но даже нечетко сформулированная концепция QoS может стать ближе к реальности с появлением новых протоколов, таких как IPv6, а также за счет анализа своей сети в поисках узких мест и причин возникновения задержки. В то же время вы можете несколько ослабить перегрузку в сети с помощью эффективных точечных решений, в том числе QoS-приставок.

Универсального подхода к решению этой проблемы пока не найдено, за исключением все большего наращивания дорогостоящей полосы пропускания. Решения QoS остаются самым дешевым способом гарантировать готовность сети и ресурсов для приложений, которые значительнее всего сказываются на бизнес-показателях предприятия.