Компания «Пилот» делится опытом двухлетней работы с программной системой «Посейдон».
Андрей Хаустов: «В ?Посейдон? включена поддержка популярного в России оборудования известных поставщиков — компаний Fujitsu, Zebra, Symbol и ряда других»

Компания «Пилот» выпустила новый релиз своего коробочного программного пакета «Посейдон» для предприятий розничной торговли. С учетом накопленного опыта внедрения и использования этого продукта внесен ряд изменений в функциональность системы, причем часть функций добавлена, а другая, оказавшаяся избыточной, — исключена. Обновление совпало с двухлетней годовщиной продукта: впервые он был представлен весной 2000 года.

Начало истории

До появления «Посейдона» компания использовала в своих проектах пакет «Домино», разработанный компанией «Софт-Вест». Фактически «Домино» — это инструментальная среда, предоставляющая заказчику и интегратору максимум гибкости, что имеет, впрочем, как плюсы, так и минусы. Однако после кризиса 1998 года в «Пилоте» решили, что нужен доступный по цене коробочный продукт, требующий минимальных усилий по внедрению. При разработке «Посейдона», выявив бизнес-процессы, являющиеся практически одинаковыми для всех проектов, решили, что коробочный продукт должен реализовывать 80-90% того, что требуется среднему супермаркету.

«Посейдон» изначально создавался с прицелом на типовые решения: в основном, в расчете на супермаркеты, хотя по структуре бизнес-процессов подходили и другие сегменты розничной торговли, к примеру, магазины строительных материалов типа «Сделай сам». В то же время «Домино» не исключен из арсенала «Пилота»: этот инструментарий остается нацеленным на крупные заказные и полузаказные проекты.

«Выводу ?Посейдона? на рынок предшествовала большая работа, — рассказывает директор «Пилота» по маркетингу Андрей Хаустов. — На переговоры с потенциальными заказчиками, выработку концепции, определение функциональности продукта и реализацию проекта ушло, наверное, полгода».

За первый год было сдано примерно 20 проектов на базе «Посейдона», и в прошлом году, исходя из опыта этих инсталляций и эксплуатации продукта, а также с учетом пожеланий клиентов, была выпущена вторая версия продукта. В ней были оптимизированы некоторые бизнес-процессы, уже вошедшие в первую версию продукта (в основном это касалось скорости обработки ряда функций и представления отчетных форм); добавились новые бизнес-процессы, необходимость в которых проявилась на первых объектах.

«Посейдон» существует в двух видах: как коробочный продукт и как проектная надстройка, берущаяся за основу при разработке заказных продуктов. Эта надстройка позволяет, модифицируя заложенные в «Посейдоне» бизнес-процессы, делать заказные проекты с применением «Домино».

«За прошедшие два года мы реализовали несколько десятков проектов, которые сделаны на ?Домино? с использованием надстройки ?Посейдон?, — добавляет Хаустов. — При этом на долю ?Посейдона? приходится примерно две трети объема продаж в штучном выражении (т.е. по числу заказчиков); оставшаяся треть приходится на долю ?Домино?. Хотя нельзя сказать, что это корректные подсчеты, ведь ?калибр? заказчиков — совершенно разный».

Заказчик заказчику рознь

«Ваши спонсоры — ваши клиенты», — примерно так выразился Франк Ризо, член совета директоров компании Symbol на январской встрече дистрибьюторов и бизнес-партнеров, каковым является и «Пилот». Можно сказать и по-другому: «Слухами земля полнится».

«Если в каком-то регионе мы реализовали хороший проект, то потом оттуда поступают новые заявки», — говорит директор «Пилота» по маркетингу, ссылаясь, в частности, на опыт работы своей компании в Астрахани и Омске.

В «Пилоте» особо выделяют западных заказчиков; как правило, они обращаются в компанию с документированным пакетом требований. Поэтому с такими заказчиками проще работать, хотя, безусловно, сам проект зачастую получается сложнее.

Такие проекты интересны еще и потому, что выводят компанию на новый уровень понимания того, как работают современные розничные предприятия на Западе. Основываясь на полученных знаниях, какие-то функции, которые могут быть востребованы и отечественными предприятиями, затем включают в структуру «Посейдона».

Собственно говоря, появление этого продукта можно считать реакцией на то, что российские заказчики часто не могли четко описать свои бизнес-процессы и сформулировать требования к информационной системе. Теперь у них есть возможность установить «Посейдон», в течение некоторого периода изучать его, а затем уже выработать собственные четкие требования.

Особенности послепродажной поддержки

«Посейдон» — полностью закрытая система. Она поставляется в виде бинарных файлов, таким образом в ней нельзя модифицировать какие-то бизнес-процессы в отличие от «Домино», с помощью которого можно делать практически все, потому что в последнем случае продукт поставляется, условно говоря, в виде текстовых файлов, и вся бизнес-логика открыта.

В «Пилоте» считают, что утверждение о необходимости постоянной поддержки заказного проекта справедливо только в том случае, если проект выполнен плохо.

«Как иногда происходит внедрение некоторых, подчас хорошо раскрученных пакетов? Сначала торговое предприятие убеждают в том, что надо продукт купить, а потом после запуска объекта в течение двух-трех месяцев программист (или целая бригада) сидит на объекте, устраняя всевозможные нестыковки, — поясняет Хаустов. — Естественно, за эту работу заказчик должен заплатить. Ну, а затем возникают новые проблемы, которые также устраняются за отдельную плату».

Реализованные проекты документированы и хранятся в «Пилоте» в репозитарии проектов.

«Мы всегда требуем от торгового предприятия, чтобы у него был системный администратор, которого мы обучаем по полной программе, — говорит Хаустов. — При необходимости внесения каких-либо корректировок в системе мы просто высылаем ему модифицированный пакет и инструкцию, как внести соответствующие изменения».

Дальнейшее развитие

Первоначально планировался выпуск нескольких вариантов «Посейдона»: один проект для супермаркетов, другой — для магазинов строительных материалов, третий — для магазинов промышленных товаров и т.д. Но после того как было проведено более глубокое изучение рынка и тенденций, решили сосредоточиться на одном варианте. Перефразируя классика, можно сказать: «Все хорошие супермаркеты похожи друг на друга». Это и позволяет предлагать для них универсальный коробочный продукт.

Если речь идет о магазинах другого профиля, то типовой проект, как правило, постепенно перерастает в полузаказной. «По мере развития розничной торговли стали проявляться особенности того или иного ее сегмента», — комментируют это обстоятельство в «Пилоте».

Еще один вопрос — резервирование информации у различных заказчиков решается по-разному. Иногда обходятся, к примеру, ZIP-устройствами. В других случаях используют ленточные накопители, более удобные для задач резервирования в силу возможности автоматизации соответствующих процедур, но и стоящие при этом гораздо дороже.

«Пилот» пока не предлагает здесь типовых решений, однако уже задумывается над вопросами резервирования. Вообще говоря, на Западе очень большое внимание уделяется системному уровню: до 50% всех работ по проекту автоматизации в последнее время связано с различными тонкими настройками, выбором конфигурации системы, настройкой обслуживающих бизнес-процессов.

«Посейдон» — только элемент системы

В рамках проектов по автоматизации торговли заказчикам поставляется не просто «Посейдон», а комплексное решение, включающее персональные компьютеры, серверы, специализированное оборудование, операционные системы и базы данных.

В силу своей специфики «Посейдон» содержит соответствующие программные интерфейсы для ограниченного набора POS-терминалов, принтеров, штриховых кодов, терминалов сбора данных и другого специализированного оборудования. По словам Хаустова, разработчики пошли на это сознательно, чтобы не потерять преимущества «бюджетного» решения.

«В ?Посейдон? включена поддержка популярного в России оборудования известных поставщиков — компании Fujitsu, Zebra, Symbol и ряда других. Расширение спектра поддерживаемого оборудования приведет лишь к ненужному удорожанию пакета и выходу его за пределы обозначенной ценовой ниши. Для системы стоимостью 1000 долл. это экономически нецелесообразно», — поясняет он.

Особенности региональных проектов

В региональных проектах выезд специалистов «Пилота» на места (соответствующая услуга оплачивается заказчиком дополнительно) гарантирует успешный запуск системы. При этом инсталляция занимает не 2-3 месяца, как в случае заказных систем, а максимум 10 дней.

Особенности региональных проектов связаны главным образом с запуском объекта. В регионах пока еще не хватает понимания принципов современной организации розничной торговли (там пока еще преобладают ее прилавочные формы), соответственно не всегда заказчики могут четко сформулировать свои требования к системе. С ними «Пилот» повторяет тот путь, который был пройден со столичными заказчиками 4-5 лет назад.

Кроме того, ощущается нехватка квалифицированных кадров, в частности системных администраторов. Как говорят в компании, иногда приходится отсеивать тех людей, которых заказчики присылают в учебный центр «Пилота» для освоения работы с системой, и просить подыскать более подходящие кандидатуры.

Как насчет западного ПО?

Западные розничные сети до России уже добрались. Между тем, как утверждают в «Пилоте», на нашем рынке пока не представлены специализированные продукты западных фирм. Анализ показывает: подобные продукты, несмотря на то что они функционально очень мощные, достаточно тяжело адаптировать к российским условиям. В первую очередь это касается фискального законодательства. Чем больше функций, например, заложено в кассовые рабочие места, тем больше проблем возникает при регистрации такого программного обеспечения, даже в том случае, если оно будет локализовано.

Российские заказчики, пытавшиеся использовать западные программы, не раз сталкивались со специфическими проблемами: они были связаны и с внедрением счетов-фактур, и с деноминацией, и с 2000 годом. В результате стоимость всех необходимых модификаций оказывалась очень высокой. Впрочем, сейчас «Пилот» занят адаптацией продукта компании Fujitsu — «фронтального» решения ISS 400 — для открывающегося летом в Москве гипермаркета Auchan; данное решение является корпоративным стандартом для этой глобальной сети магазинов.


Что может «Посейдон»

«Посейдон» — законченное комплексное решение, интегрирующее необходимое торговое оборудование и программы сбора и обработки информации. Функциональность системы позволяет поддерживать оптимальный уровень и ассортимент товарных запасов, формировать заказы на поставку товаров, производить расчеты с поставщиками и покупателями, получать необходимую для бухгалтерской отчетности информацию, анализировать работу торгового предприятия.

Пакет работает под управлением Windows или MS-DOS, а данные хранятся в Pervasive.SQL 2000. Заказные проекты на базе «Посейдона» содержат язык отчетов и макросов, визуальный дизайнер отчетов, редактор меню и библиотеку шаблонов, что позволяет администратору системы самостоятельно решать задачи ее настройки и организации рабочих мест пользователей (товаровед, ценовик, старший кассир, бухгалтер и др.). Предусмотрены встроенные средства защиты от несанкционированного доступа; возможно сопряжение с распространенными бухгалтерскими программами, такими как «1С:Бухгалтерия», «Инфин», БЭСТ, «Парус».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями