В банке «ДельтаКредит» отвели на автоматизацию нового бизнес-направления всего полтора месяца
Сергей Севрюгин: «В моей практике это был один из наиболее успешных ИТ-проектов по затратам времени и ресурсов»

Банк «ДельтаКредит» берет свое начало от одноименной программы ипотечного кредитования физических лиц, начатой в 1998 году инвестиционным фондом «США — Россия» (TUSRIF). Фонд был создан семь лет назад по решению американского конгресса с целью содействия развитию частного сектора российской экономики. Фонд располагает 440 млн. долл., которые инвестирует в частные предприятия, а также в различные программы кредитования. Программа «ДельтаКредит» действует в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге; ведутся переговоры о работе и в других городах.

Сначала осуществление программы ипотечного кредитования шло через сеть банков-партнеров, которые получали деньги по линии TUSRIF и предоставляли кредиты на приобретение жилья. В конце 2001 года фонд приобрел российский филиал банка J.P. Morgan и на его основе создал ЗАО «Коммерческий банк ДельтаКредит».

В наследство от филиала J.P. Morgan новому банку досталась информационная система RS-Bank, разработанная компанией R-Style Softlab. Унаследованная от прежних владельцев, система устроила и руководство нового банка.

Чтобы банк смог успешно заниматься своим бизнесом, потребовалась доработка информационной системы — добавление в нее возможностей по автоматизации процесса ипотечного кредитования. В банке уже имелся модуль андеррайтинга (анализ клиента и подготовка документации для заключения кредитного договора) заемщиков. Он не был интегрирован в основную информационную систему банка, обеспечивающую ведение бухгалтерского учета операций и формирование отчетности. Следствием этого стало дублирование ввода данных, снижающее производительность труда специалистов и порой приводящее к серьезным ошибкам. Неудивительно поэтому, что одним из ключевых требований к модулю, реализующему ипотечное кредитование, была интеграция с RS-Bank.

Жесткий проект

Руководство банка определило очень жесткие сроки автоматизации процесса ипотечного кредитования — всего полтора месяца. В декабре 2001 года приступили к работе по автоматизации нового бизнеса банка, а уже в конце декабря началась закачка данных в новый модуль. В середине января банк «Дельта Кредит» приступил к промышленной эксплуатации модуля. В качестве основы для реализации функций ипотечного кредитования был взят программный комплекс RS-Loans, адаптированный к требованиям банка.

Такая поспешность вызвана необходимостью в кратчайшие сроки поставить на баланс банка сотни кредитов, купленных у банков-партнеров. «У нас не оставалось времени на ошибки. К счастью, нам удалось их избежать благодаря автоматизации ввода и обработки данных о кредитах», — рассказывает Сергей Севрюгин, заместитель председателя правления банка «ДельтаКредит». Курируя вопросы ИТ-развития банка, он выступил руководителем нового проекта. Основным заказчиком работ был департамент кредитования банка; он стал постановщиком задачи. Руководители проекта ознакомили акционеров с планом автоматизации нового направления бизнеса банка. Совет директоров обсудил и утвердил план проекта и его бюджет.

Переход на новую модель бизнеса и внедрение ИТ-инструментария для его поддержки повлекли за собой изменения в бизнес-процессах. «Разумеется, мы пытались описать их на языке диаграмм (использовалась нотация IDEF0), однако, когда начали внедрять RS-Loans, бизнес-процессы стали более конкретными — осязаемыми, понятными, прозрачными, — рассказывает Севрюгин. — Нам удалось сочетать собственный опыт с идеями разработчиков».

Поскольку сроки были отведены предельно сжатые, группа внедрения решила пойти на компромисс, попытавшись модифицировать бизнес-процессы с учетом возможности их поддержки средствами ИТ. По мнению Севрюгина, это решение себя оправдало, позволив учесть «заложенный» в RS-Loans опыт других банков, работающих на рынках кредитования физических лиц.

Значительно ускорило перевод пользователей на новую систему проведенное уже на ранних стадиях проекта обучение сотрудников банка. Помогло также и то, что группе проекта удалось вовлечь пользователей в создание бизнес-процессов. «Пользователи сами их описывали и затем, когда шло внедрение RS-Loans, сами их модифицировали», — говорит Севрюгин. Однако главным, по его мнению, фактором, позволившим уложиться в короткие сроки, были предельно жесткие требования к проекту со стороны бизнес-руководителей: «У пользователей не было времени ни на капризы, ни на ?раскачку?. Перемены были необратимы, и завершить их в установленные сроки было в интересах пользователей. В противном случае пришлось бы взять на себя хлопоты по генерации проводок и устранению возможных сопутствующих ошибок.

Массовая работа с кредитами

ИТ-поддержка работы с заемщиками в «ДельтаКредите» устроена по трехуровневой схеме. Сотрудники банка, непосредственно работающие с клиентами, пока что применяют в своей работе унаследованные от прежних времен системы, которые интегрированы с RS-Loans.

Сотрудники «промежуточного уровня» из отдела обслуживания департамента кредитования и отдела обработки документов и валютного контроля департамента по операционным вопросам используют системы RS-Loans и RS-Bank. По словам Севрюгина, таким образом удалось автоматизировать ведение бухгалтерского учета кредитных операций, непосредственными инициаторами которых являются пользователи RS-Loans. Почти полностью отпала необходимость в участии сотрудников бухгалтерии в этом процессе: система сама генерирует счета, мемориальные ордера и платежные поручения на основе договоров, подготавливаемых сотрудниками бизнес-подразделений, работающих с кредитами.

Бухгалтерский учет осуществляется автоматически по правилам, утвержденным главным бухгалтером банка; сотрудники других бизнес-подразделений не имеют права их менять.

Перспективы

По мере развития бизнеса «ДельтаКредита» и появления у банка новых видов услуг потребуется их автоматизация и интеграция в существующие бизнес-процессы. Автоматизацию новых услуг «ДельтаКредит» планирует осуществить путем расширения функциональности уже используемых и хорошо зарекомендовавших себя продуктов, а также интеграции с ними новых продуктов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями