Oracle уже не выступает для российских заказчиков только в роли поставщика СУБД
Ханс Ярник: «Если сегодня платишь меньше, то и завтра получаешь меньше прибыли»

В московские представительства ведущих западных компаний время от времени приезжают зарубежные кураторы с целью уточнения и коррекции руководящей линии. Не является исключением и компания Oracle, офис которой в рамках программы ежегодного country review посетил Ханс Ярник, старший вице-президент и исполнительный директор Oracle по Северной и Восточной Европе. Встретился Ярник и с главным редактором журнала «Открытые системы» Дмитрием Волковым. В беседе принимал участие Борис Щербаков, генеральный директор Oracle в СНГ.

Что такое country review?

Ханс Ярник (ХЯ): Два раза в год ведущие менеджеры компании Oracle посещают региональные офисы с целью оценки общего состояния бизнеса и знакомства с изменениями экономической ситуации на локальных рынках. Однако не следует рассматривать мой визит только как инспектирование; одна из задач — оказание, при необходимости, помощи местному представительству.

Ваши впечатления?

ХЯ: Россия приносит в оборот EMEA около 2%, что, конечно, мало для такой территории, однако ваша страна, да и СНГ в целом, имеет весьма неплохие перспективы. Взять хотя бы динамику роста числа крупных заказчиков. Нашими клиентами стали Global One, «Хантымансийскокртелеком», Объединенная металлургическая компания, Чусовской металлургический завод, Магнитогорский, Алмалыкский (Узбекистан), Западно-Сибирский, Молдавский металлургические комбинаты, «УралКалий», Казначейство Казахстана, РАО EЭC и другие компании. Примечательно, что в пакете продаж новым клиентам СУБД занимает все меньшую часть; акцент смещается в сторону e-Business Suite (ранее Oracle Applications). Это, кстати, отражает общие тенденции сегодняшнего рынка СУБД: интеграция множества служб, рост объемов баз данных и консолидация с корпоративными приложениями.

Борис Щербаков (БЩ): Безусловно, у российских клиентов растет интерес к готовым решениям. Для Oracle СНГ продажи бизнес-приложений играют все большую роль, но лишь немногие компании уже «созрели» для систем класса e-Business Suite. Поэтому сегодня основную часть наших продаж образуют все-таки СУБД.

Какова динамика продаж продуктов Oracle в России и какова доля каждого?

ХЯ: Мы уже не выступаем только в роли поставщика СУБД; сегодня доля готовых бизнес-приложений в общем объеме наших продаж во многих странах составляет 20-30%, и она продолжает расти. Например, в 2001 году комплекс e-Business Suite во всем мире внедрили уже 1100 компаний. e-Business Suite — интегрированный, функционально полный комплекс из 150 модулей, который помогает в решении самых разных задач: маркетинг, продажи, услуги, контракты, управление заказами, разработка изделий, снабжение, производство, финансы, проекты, учет кадров и автоматизация профессиональных услуг. Благодаря открытой архитектуре и единой модели данных приложения можно устанавливать отдельными модулями, бизнес-потоками или в комплексе. По расчетам, к 2005 году объемы продаж приложений сравняются с объемами продаж СУБД.

БЩ: В прошлом году в России наблюдался стабильный рост продаж лицензий, как на СУБД, так и на ERP-системы. Ежеквартальный прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составлял около 30%. Заключены новые крупные контракты, например, с Западно-Сибирским металлургическим комбинатом и дистрибьютором фармацевтической продукции «Шрея Корпорэйшнл», продолжилось сотрудничество со старыми клиентами — с Центробанком, Сбербанком, МТС, «ВымпелКомом». Впервые выявилась интересная тенденция: ряд заказчиков в России и других странах СНГ начал приобретать дополнительные лицензии на продукты, которые до сих пор использовались, мягко говоря, не совсем обоснованно. Сейчас мы ведем диалог с несколькими клиентами по этому поводу, и, что отрадно, нас слушают и, похоже, готовы согласиться с тем, что программное обеспечение надо лицензировать по всем правилам и в полном объеме, в соответствии с реальным числом его пользователей.

Если говорить о востребованности наиболее важного для нас программного продукта e-Business Suite, то сегодня на первом месте стоит модуль «Управление финансами», затем модули «Управление персоналом» и «Управление непрерывным производством» (Магнитогорский, Западно-Сибирский, Алмалыкский металлургические комбинаты, лакокрасочный завод «Победа рабочих»), а затем уже модули «Логистика» и «Управление проектами». В рамках СНГ Россия, безусловно, лидировала и по объемам, и по темпам роста продаж, однако и в Средней Азии, в частности в Казахстане, мы подписали крупный контракт с «КазахТелекомом» и завершили проект по Казначейству.

Вскоре после 11 сентября Oracle объявила о готовности принять участие в процессе усиления контроля государства за гражданами. Нет ли здесь опасности попасть в немилость — к тем самым гражданам, за которыми будет усилен контроль со стороны государства?

ХЯ: Это заявление Ларри Эллисона не следует рассматривать как маркетинговый ход, а лучше взглянуть на него через призму настроений, охвативших американское общество после тех событий. На транспорте и в других смежных отраслях, в том числе в гражданских аэропортах страны, в той или иной степени используются различные средства автоматизации и контроля. Было бы логично интегрировать все решения для достижения безопасности, используя, например, индивидуальную карту гражданина США. Аналогичные предложения имеются и в Европе. Сегодня, делая покупки с помощью пластиковой карты, вы в большинстве случаев не боитесь, что ее данные станут достоянием мошенников и будут использоваться вам во вред. Безопасность — уже вопрос не технологий, которые в частности может предоставить и Oracle, а людей, которые их будут использовать, и соответствующих правовых норм. Например, стало очевидно, что слабое звено в охране американских аэропортов — это частные фирмы, работающие в области авиаперевозок и принимающие на работу много «нелегалов» и людей с сомнительным прошлым. Таким компаниям будет рекомендовано проводить более тщательные проверки всех своих сотрудников, в том числе и с использованием высокотехнологичных средств.

В Oracle заявляют, что программное обеспечение компании неуязвимо. Есть даже рекламный слоган: «Мы сделаем почту Microsoft безопасной». На чем основана такая уверенность?

ХЯ: Прежде всего на многолетнем опыте работы с корпоративными клиентами, для которых вопросы безопасности и сохранности данных в буквальном смысле жизненно необходимы. Этот опыт подтверждается и 14 международными сертификатами, которые мы получили за решения в области безопасности. Однако надо понимать, что решение — это комплекс из оборудования, программ и организационных мероприятий. Без четкой политики безопасности на предприятии никакие технологии, пусть даже это будут наши кластерные решения на базе Oracle9i, не дадут должного эффекта.

Много говорится о технологиях предоставления программного обеспечения в аренду. Oracle — одна из крупнейших компаний, предоставляющих и обслуживающих приложения e-Business Suite через Internet. Каковы перспективы ASP в России?

ХЯ: На Западе ASP получает все более широкое распространение, и у нас много партнеров, предлагающих своим клиентам такие услуги. В России мы работаем с Data Fort и Rtcomm.ru, которые сдают в аренду наши решения. Для малого и среднего бизнеса ASP — достаточно неплохой способ оптимизировать первоначальные инвестиции, и для России эта технология имеет большой потенциал — нет необходимости инвестировать в оборудование, программы, администрирование баз данных. С другой стороны, есть и чисто психологические опасения, да и по западным меркам к малому бизнесу причисляются компании с годовым оборотом 20-30 млн. евро.

Недавно на флагмане отечественной индустрии, заводе «Уралмаш», была внедрена система «БОСС-Кадровик» на базе Microsoft SQL Server, хотя, судя по масштабам этого предприятия, здесь более уместны были бы решения на базе продуктов категории Oracle Applications HR. Как можно прокомментировать такое решение?

ХЯ: В конечном итоге, решать заказчику, однако надо помнить и такое, не вполне очевидное сразу правило: заплатив сегодня меньше, завтра неизбежно получишь меньше прибыли. Сегодня многие российские компании поняли, что управление персоналом — такой же ресурс для бизнеса, как и машины, сырье или кредиты, и от того, насколько эффективно руководство распорядится судьбами десятков тысяч работников, зависит успех предприятия. Возможно, заказчику еще не нужна масштабируемость или не высоки его требования к безопасности. Однако я не исключаю и наших недоработок; например, мы только относительно недавно начали продвигать на российском рынке решения по HR и еще недостаточно подготовили рынок для их восприятия.

БЩ: Сегодня у нас 7 партнеров по e-Business Suite, которые в том числе предлагают решения класса HR в России и СНГ (кстати, и компания «АйТи» входит в их число). Скорее всего, на «Уралмаше» выбирали решение, исходя из нынешнего понимания проблемы, или, возможно, надо было срочно принимать какие-то меры. Обоснованность такого шага станет видна через один-два года, и не исключено, что наши решения окажутся более адекватны задаче. Вообще говоря, рынок СНГ уже готов к восприятию e-Business Suite, и у местных компаний различных сфер деятельности все чаще возникает необходимость в интеграции, а мы стараемся активнее работать как в направлении популяризации современных решений, так и в продвижении конкретных продуктов.

Собирается ли Oracle расширять свое присутствие в России и СНГ?

ХЯ: Сегодня в московском офисе работает 80 человек — этого явно недостаточно в условиях растущего рынка. С другой стороны, мало только набирать менеджеров по внедрению, экспертов, консультантов и специалистов по работе с партнерами. Как и прежде, мы планируем расширять сеть партнеров в рамках модели непрямых продаж, выбранной два года назад для работы в России. Продавать самим на таких разнообразных рынках, как страхование, банки, телекоммуникации, весьма сложно без поддержки партнеров, которые лучше адаптированы к местным условиям, зарабатывают на наших технологиях, более гибко реагируют на специфику конкретного заказчика. Наша главная задача в России — предлагать серьезным предприятиям адекватные решения, способные на много лет обеспечить информационную поддержку бизнеса.

БЩ: Кроме обучения новым технологиям и популяризации передовых решений, мы продолжим строить партнерскую сеть, опираясь на ведущих игроков отечественного рынка и фокусируясь на отраслях, где Oracle уже имеет прочные позиции. По всем прогнозам тенденция устойчивого роста наших продаж должна сохраниться и в ближайшем будущем. Основания для такого утверждения есть: политическая стабильность государства, укрепление позиций собственников, осторожный пока еще, но, надеюсь, ускоряющийся в 2002 году рост иностранных инвестиций, особенно после вступления России в ВТО. Все эти факторы будут влиять на решения руководителей и собственников компаний о внедрении общепринятых систем управления ресурсами предприятий. Мы прогнозируем, например, большой спрос на средства категории CRM — скоро наши партнеры закончат развертывание первой системы такого класса в одном консалтинговом холдинге. Очень приятно также, что сразу несколько наших партнеров, крупных дистрибьюторских компаний в России и других странах СНГ, либо уже внедрили, либо приняли решение о полномасштабном внедрении у себя системы e-Business Suite.


Oracle Information Architecture

В основе Oracle e-Business Suite лежит концепция информационной архитектуры — Information Architecture. Эта архитектура на базе открытых стандартов обеспечивает объединение приложений от Oracle и других разработчиков, позволяя создавать универсальную модель детального описания бизнеса заказчиков.

  • Универсальная модель данных. Единый способ описания заказчиков, поставщиков, партнеров, сотрудников и бизнес-процессов. Единый источник информации для всей организации.
  • Доступ для любого пользователя с любым устройством. e-Business Suite поставляется с 200 готовыми информационными порталами для сотрудников разных специальностей, от директора до руководителей отделов и работников склада. ПО Daily Business Close рассылает в порталы актуальную и персонифицированную информацию, представляя ее в наиболее подходящим для конкретного пользователя виде: сообщения электронной почты, радиосообщения или электронные таблицы.
  • Глобальность. Все данные объединяются в одну базу. Приложения e-Business Suite работают с несколькими типами валют, языками и с различными уровнями защиты информации, принятыми в разных странах.
  • Конфигурируемость. Кроме обычных вариантов изменения ИТ-инфраструктуры - модификации программного обеспечения и бизнес-процессов - у пользователей появилась теперь возможность конфигурировать приложения. Пакет e-Business Suite предоставляет средства настройки приложений соответственно потребностям бизнеса без изменения кода. Это существенно сокращает сроки внедрения программных систем и облегчает их модернизацию.
  • Открытость. Пакет e-Business Suite упрощает интеграцию стандартизованных систем с приложениями Oracle. Интеграция на базе сервера приложений Oracle9i Application Server предоставляет выбор на многих уровнях: интерфейс (заранее сконфигурированные портлеты, 9iAS Portal для специализированных порталов); Web-службы (SOAP, ebXML); документы (OAG, EDI); отраслевые реализации (Rosettanet, HL-7); компоненты (API-интерфейсы, EJB); каталоги (LDAP).