В нынешнем году компания планирует добиться полуторного увеличения оборота
Леонид Юхневич видит «большие перспективы» своей компании, указывая, в частности, на предложения от ряда организаций по инвестированию отдельных направлений деятельности

Еще не так давно марка «КомпьюЛинк» у многих ассоциировалась прежде всего с дистрибуцией и розничным бизнесом. Сеть магазинов розничной торговли, объединенная этой маркой и развивавшаяся с момента основания одноименной компании, превратилась в одну из крупнейших на отечественном компьютерном рынке.

Однако структурные изменения в группе компаний, объединенных маркой «КомпьюЛинк», и, в частности, создание — совместно с Verysell — «Торгового дома ?КомпьюЛинк?» весной 2000 года (см. «Тоска по рознице», Computerworld Россия от 30 мая 2000 года), а также последующее развитие событий привело к тому, что отныне эта марка будет связываться главным образом с проектным бизнесом и корпоративным рынком.

Ключевым носителем марки стало созданное в 1993 году Управление системных проектов «КомпьюЛинк». Прошлый год для этой компании проходил под знаком внутренней перестройки бизнеса. Ее основу составили три подразделения: департамент больших вычислительных комплексов, департамент проектов и решений и департамент производства компьютеров с торговой маркой CLR.

Кроме того, в состав компании входят департамент конкурсных проектов, занимающийся исключительно участием в разного рода тендерах, а также созданный в конце прошлого года департамент комплексных продаж, осуществляющий поставки для различных сегментов вертикального рынка. Взаимодействие с другими подразделениями компании он осуществляет по матричной схеме.

Как подчеркивают в «УСП КомпьюЛинк», проектный бизнес — единственный вид деятельности компании, а дистрибьюторское направление, вклад которого в ее оборот весьма мал, сохранилось «по историческим причинам». В настоящее время закупки оборудования у поставщиков компания осуществляет только в рамках выполнения конкретных проектов.

По словам управляющего директора компании Леонида Юхневича, единственный тип оборудования, к которому в рамках «УСП Компьюлинк» можно применить термин «дистрибуция» — это компьютеры CLR. «Их производство ?заточено? под наш проектный бизнес, а создаваемая вокруг них инфраструктура нацелена на выпуск моделей для корпоративного рынка», — подчеркивает он.

Продвигая компьютеры CLR в регионы, компания опирается не на традиционных реселлеров, а на партнеров, работающих с корпоративными заказчиками и способных вместе с тем осуществлять сервисное обслуживание компьютерной техники.

По данным «УСП КомпьюЛинк», в прошлом году доля продаж компьютеров CLR в общем обороте компании, составившем около 45,6 млн. долл., равнялась 17,2%. За прошедший год было продано 18 тыс. компьютеров CLR; прирост по сравнению с 2000 годом достиг 28,6%.

Компания собирается и в дальнейшем развивать свое производство, в особенности, его серверное направление. Однако в «УСП КомпьюЛинк» пока не отказываются — в том числе и по экономическим соображениям — и от поставок ПК в розничную сеть. Основу таких систем составляют компьютеры из серии рабочих станций.

Открывая новое производство компьютеров на территории НИИ «Восход» (см. «Восход-2», Computerworld Россия от 9 октября 2001 года), Юхневич говорил о возможности аутсорсинга в области производства ПК. По его признанию, в настоящий момент «УСП Компьюлинк» ведет переговоры по предоставлению подобных услуг ряду крупных отечественных системных интеграторов.

При этом, с одной стороны, «УСП Компьюлинк» нацеливается на долгосрочное взаимодействие с отечественными интеграторами, а с другой — не отказывается от сотрудничества, связанного с участием в отдельных проектах, например таких, как стартовавший 28 февраля проект Минобразования.

Являясь членом ассоциации СИРИУС, компания «УСП Компьюлинк» — подобно другим российским производителям — заинтересована также в участии в ряде общефедеральных проектов и программах: ГАС «Выборы», Государственный регистр населения, «Электронная Россия».

Как сообщил Юхневич, есть у компании и планы по выпуску компьютеров под торговой маркой «одной из известных иностранных компаний», причем соответствующая договоренность практически достигнута. Таким образом, «УСП Компьюлинк» имеет шансы стать вторым российским производителем компьютеров, выполняющим заказы зарубежных компаний.

Приоритеты расставлены

По словам Юхневича, «УСП Компьюлинк» развивает четыре направления проектного бизнеса. Одним из них является организация комплексных поставок оборудования в рамках единых проектов с последующей инсталляцией и сервисным региональным обслуживанием.

Второе важное направление — и с точки зрения инвестиционных планов, и с точки зрения рентабельности — связано с деятельностью подразделения больших вычислительных комплексов. В данном случае речь идет о создании информационных инфраструктур на основе мэйнфреймов и интегрированных серверов AS/400, больших систем хранения данных.

(Как заметил управляющий директор, «УСП Компьюлинк», возможно, является единственной российской компанией, производящей ПК и одновременно предлагающей решения на базе мэйнфреймов, хотя при этом и не относится к числу самых крупных ни в той, ни в другой группе.)

Важность этого направления для компании определяется, в частности, долгосрочностью подобных проектов и необходимостью предоставления развитых сервисных услуг. Компания уделяет значительное внимание сервисным контрактам — обеспечению обслуживания заказчика по схеме 24х7х365, проведению ежемесячной профилактики и технического обслуживания с выездом сервисных инженеров, мониторингу систем с помощью удаленного доступа. По линии подразделения больших вычислительных комплексов ряд подобных сервисных контрактов уже реализуется.

«УСП Компьюлинк» инвестировала средства в создание демонстрационного центра, и в настоящее время расширяет его за счет установки систем CRM и ERP, сетевого оборудования и средств телефонии. В планах компании — превратить демоцентр в своего рода корпоративную информационную систему в миниатюре на базе платформ S/390, AS/400, RISC-систем и ПК.

Третье направление — проекты и решения. В соответствующем департаменте «УСП Компьюлинк» сосредоточены специалисты в области телекоммуникаций, информационной безопасности, телефонии, систем ERP и CRM. При этом, как отметил Юхневич, компания не занимается разработкой собственного программного обеспечения и не имеет соответствующих планов на ближайшее будущее. Завершает список приоритетных направлений производство компьютеров с торговой маркой CLR на современном конвейере со встроенной системой термотестирования.

В позапрошлом году компания начала перестраивать свой бизнес, в результате чего ее оборот в прошлом году достиг наивысшего уровня, продемонстрированного всей группой «КомпьюЛинк» в докризисном 1997 году. В текущем году компания планирует увеличить свой оборот почти в полтора раза, до 65 млн. долл.

«Какие-то направления бизнеса у нас пока недостаточно развиты, а какие-то мы, может быть, и совсем закроем по той простой причине, что они неправильно строились, — говорит Юхневич. — Будем спокойно развивать рентабельные направления и стараться очень осторожно исправлять ошибки».