Данная бывшим мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани характеристика качеств лидера вполне может стать напутствием тем, кто попытается построить управляемые ИТ-инфраструктуры

Компанию Computer Associates вполне можно назвать патриархом рынка программного обеспечения, она заметно старше большинства остальных участников. Ей уже 26 лет, и все эти годы CA проводит большие ежегодные конференции.

Конференция нынешнего года второй раз подряд проходила в Орландо и собрала порядка 10 тыс. участников (из них более 400 — журналисты). Если сравнивать CA World с конференциями такого масштаба, проводимыми другими производителями ПО, то можно обнаружить, что мероприятие CA отличается составом участников: CA World — это большой сбор пользователей продуктов CA, а не разработчиков, поскольку компания предлагает прежде всего готовые продукты для управления корпоративными информационными системами, объем продаж которых превышает 6 млрд. долл. Многие участники обладают гордым титулом CIO, они управляют информацией и информационными системами в своих организациях.

Конференция собрала ИТ-менеджеров со всего света, большинство, конечно же, из Северной Америки и Западной Европы (эти регионы оставляют 80% рынка CA), но были гости из Южной Африки и стран Юго-Восточной Азии. Полный список стран, откуда они приехали, охватывал почти всю обитаемую часть земного шара, за исключением наиболее близкой нам «одной шестой». Для участников конференции были организованы десятки, если не сотни различных семинаров, полная программа которых представляла собой увесистый том страниц на 400. По тому, как велика была заинтересованность со стороны участников, а также по тому, какое внимание CA World уделяла пресса (причем большей частью деловые издания), можно сделать однозначный вывод: продукты CA стали органичной частью современного бизнеса.

Лет десять назад имя Computer Associates и у нас было в зените популярности, кто тогда не знал Clipper! Произведенный компанией Nantucket, которая вскоре была куплена CA, этот продукт распространялся через одного из родоначальников частного компьютерного бизнеса СП «Магнит», позже на его базе было создано представительство CA. Тогда офисы были у немногих западных поставщиков, в основном имевших прямые связи с государственными структурами. Даже Роберт Клаф, первый руководитель российского бюро Microsoft, перешел в него из московского CA. Но потом вместе с уходом со сцены всех не-Windows продуктов незаметно исчез и Clipper.

Короткое первое знакомство с CA было не вполне полноценным. Компания приобрела известность не за счет коробочных продуктов — Clipper можно рассматривать как исключение из общих правил. После его исчезновения в числе пользователей CA осталось всего несколько приверженцев Unicenter, да и то в большинстве своем тех, кто использует его на мэйнфреймах, а популярный во всем мире распределенный Unicenter в России так и не получил сколько-нибудь широкого распространения. В результате образовалась какая-то странная виртуальность: название Computer Associates знают практически все, а продуктами не пользуется практически никто. Чтобы быть точным, надо сказать, что есть несколько энтузиастов СУБД Jasmine.

Сейчас продукты для управления становятся востребованными, однако те, кто в России дозрел для их применения, обычно используют Open View от Hewlett-Packard или Tivoli от IBM. Предложения от Computer Associates имеют более широкий спектр, а по ряду параметров обладают преимуществами, и все же почти неизвестны пользователям.

Продукты-2002

Радикальных новинок на конференции представлено было немного. Поэтому основные анонсы CA World 2002 относятся не столько к объявлениям новых продуктов или новых версий, сколько к лучшей структуризации номенклатуры предлагаемых ею сотен отдельных продуктов, к тому, что называют ребрендингом, то есть к перегруппировке и переименованию уже существующих продуктов. Стремясь приобрести новый облик, CA совершенствует сервис, поддержку заказчиков и многое другое, она даже сменила логотип.

Флагманским продуктом, как и прежде, остается Unicenter, по существу, это интегрированное семейство решений, поддерживающих электронный бизнес, оно объединяет традиционные и современные подходы, образуя мост из прошлого в настоящее и будущее. Сегодня Unicenter позволяет управлять как мэйнфреймами, так и подключенными к сети персональными органайзерами и карманными компьютерами. Его органично дополняет продукт BrightStore, который позволяет создать единый портал для управления гетерогенными системами хранения, его девизом является: «Управление системами хранения без границ». Система BrightStore позволяет объединить все возможные типы решений и технологий, поэтому партнерами CA являются практически производители всех систем хранения, независимо от технических особенностей предлагаемых ими решений. Продукт eTrust обеспечивает комплексное решение проблем безопасности, от средств предотвращения виртуальных вторжений через Internet до средств, поддерживающих работу служб обеспечения физической безопасности. В новой версии eTrust 20/20 интегрировано визуализированное представление зданий и офисов, анализ поведения сотрудников, позволяющий выделить аномалии в их поведении, и традиционные ИТ-средства, такие как антивирусная защита, прокладка виртуальных частных сетей и т.п. Решение AllFussion объединяет несколько известных ранее продуктов управления разработками приложений для мэйнфреймов и распределенных сред (CCC/Harvest, Endevor и ряд других). Совместно они обеспечивают автоматизацию процесса разработки приложений, включая моделирование бизнес-процессов, данных и компонентов, управление изменениями и конфигурациями, а также управление проектами и процессами. В число задач, решаемых посредством CleverPath, входят интеграция информации, поддержка систем принятия решений и мобильных пользователей вне зависимости от типа используемого ими устройства для доступа.

Разумеется, в 2002 году ни одна конференция, в том числе CA World, не смогла обойтись без пропаганды Web-служб и всего, что с ними связано. Однако, в отличие от других составляющих производственной программы, эта часть, которую назвали CA Solutions с подзаголовком Web Services@ CA, отличается меньшей завершенностью. В выступлениях, посвященных ей, звучало больше риторики, чем описания реальных технологий. И в CA Web-службы представляют пока в большей степени заявку на будущее, чем практику сегодняшнего дня. На всем, что с ними связано, лежит налет скоропалительности, даже брошюра, где раскрывается подход компании к Web-службам, напечатана не типографским способом, как все остальные, а на цветном принтере — явный признак спешки. В ней говорится, что Web-службы должны быть интегрированы с остальными шестью компонентами, точнее, стать их основой и логически их связать. При этом постоянно подчеркивалось, что CA стоит выше отдельных конкурирующих платформ, по управлению она намерена объединить J2EE и .NET.

CA как явление общественной жизни

За четверть века Computer Associates стала заметным явлением в общественной жизни Америки. Компания ведет большую благотворительную работу, поддерживая детей-инвалидов, спонсирует участие в автомобильных гонках, хоккейные и бейсбольные команды, выступающие в национальных лигах. Значимость CA была подчеркнута участием в конференции бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, признанного «человеком года» за действия по ликвидации последствий катастрофы 11 сентября. Говоря о качествах, которыми должен обладать лидер, на первое место он поставил мужество, которое определил следующим образом: «Мужество — это не отсутствие страха, это способность действовать и добиться цели, испытывая страх, управляя им».

Думаю, эти слова Джулиани вполне могут стать напутствием тем, кто решит преодолеть инертность и попытается построить управляемые информационные инфраструктуры средствами, которые предлагает CA, а возможно, и другими.


Корпоративная шестерня

CA поделила продукты на шесть групп в соответствии с тем, как в компании представляют корпоративную инфраструктуру. Вместе они образуют единое целое, своего рода шестерню в общем корпоративном механизме.

  • Unicenter - управление корпоративными вычислительными ресурсами
  • BrightStore - управление системами хранения данных
  • eTrust - обеспечение безопасности
  • AllFussion - управление жизненным циклом приложений
  • Jasmine и Avantage - управление данными и разработка приложений
  • CleverPath - портал и системы business intelligence (информационно-аналитические системы обеспечения бизнеса)

Об «особенностях национального управления»

Почему же все остальные «шагают в ногу», а мы нет? Этот феномен заставляет воспользоваться случаем, чтобы поискать причины «особенностей национального» управления информационными системами.

Можно говорить об исторических причинах. Прежде всего, отношение к информации, как важнейшему элементу бизнеса, сформировавшееся в развитых странах еще до появления компьютеров, до наших просторов не дошло и поныне. Как следствие, у нас маловато и своих CIO: если некоторые таковыми себя и считают, то чаще всего необоснованно. Пренебрежительное отношение к информации вообще и технологиям информатизации в коммунистическую и посткоммунистическую эпоху не позволили сформироваться и серьезному отношению к управлению информационными системами. В итоге можно утверждать наличие национальных особенностей не только по части охоты или рыбалки, но и управления информационными системами. У нас принято вкладывать средства в продукты, образующие инфраструктуру, но не в инструменты управления ею.

В период до 1998 года наблюдался экстенсивный рост корпоративной инфраструктуры, под которой понималось обычно аппаратное обеспечение клиент-серверной среды, то есть компьютеры и сетевая среда; превалировало стремление тратить деньги на «серьезные» вещи, например на Unix-серверы. Тем более не до средств управления стало в посткризисный период. В итоге в то время, когда во всем мире занимались вопросами совершенствования управления ИТ, в России банальные задачи управления (например, настройка ПК на рабочих местах) обычно выполняются «на коленке». Как следствие, культура управления находится в зародышевом состоянии. В итоге на российских предприятиях системные администраторы стали одиозными фигурами какой-то непомерной значимости. С одной стороны, на них падает большая ответственность и бешеная нагрузка, но с другой — они становятся фактическими распорядителями ресурсов, по каждому поводу к ним надо приходить и кланяться. Найдется ли кто-то, не испытавший неудобств в этой ситуации? Но что такое личные неудобства, когда это управление вручную оборачивается колоссальными материальными издержками!

Конечно, с трудом, но можно прожить и так, можно обходиться без автоматизации — при условии, что инфраструктура остается простой, точнее говоря, тривиальной. Да, до какой-то поры действительно вполне допустимо обходиться без специальных средств управления. Однако активные процессы усложнения инфраструктуры и перераспределения функций между инфраструктурой и приложениями в пользу первой, характерные для последнего времени, с неизбежностью приведут к необходимости использовать средства управления.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями