Расширение использования информационных систем — составная часть развития стратегии торгового дома «Перекресток».

Торговый дом «Перекресток» объявил о завершении внедрения системы Navision Axapta в своем распределительном центре. Эта система призвана поддержать ключевые функции РЦ по снабжению 39 магазинов сети различными товарами и осуществлению оптовых торговых операций. Посредством Axapta в «Перекрестке» сегодня обрабатывается в среднем 60 тыс. финансовых транзакций в день.

Распределительный центр торгового дома «Перекресток» обеспечивает поставки товаров в 39 супермаркетов

«Перекресток» известен сетью своих супермаркетов, расположенных преимущественно в спальных районах столицы. История торгового дома насчитывает без малого семь лет. «Перекресток» ориентируется на продажу широкому кругу покупателей «качественных товаров по разумным ценам». Располагает компания и небольшим производством: имеются собственные хлебопекарни, мясные цеха, в скором времени планируется открыть и цех кулинарии. «Перекресток» сотрудничает как с отечественными, так и с зарубежными поставщиками, активно изучает опыт западных сетей розничных магазинов, продолжает взаимодействовать с международными кредитными и финансовыми организациями. По словам Анны Соломатиной, финансового директора торгового дома «Перекресток», целью компании является удержание лидирующих позиций среди сетей супермаркетов.

Важную роль в достижении этой цели играет распределительный центр. Почти все товары, за исключением скоропортящихся, проходят через РЦ, прежде чем попадают в супермаркеты сети. Централизованные поставки товаров напрямую от поставщиков, минуя дистрибьюторов, и закупки больших, по сути крупнооптовых партий товаров позволяют «Перекрестку» существенно снижать себестоимость продукции и поддерживать относительно невысокие цены во всех супермаркетах сети. РЦ расположен в пригороде, недалеко от аэропорта «Шереметьево-2». Центр находится под одной крышей с центральным офисом компании, занимая большую часть здания общей площадью около 11 тыс. кв. м.

Как рассказала Соломатина, примерно два года назад компания поставила вопрос об усовершенствовании работы РЦ и повышении его пропускной способности. «Перекресток» весьма основательно подошел к решению этой проблемы. Руководители и специалисты компании познакомились с работой ряда западных сетей розничных магазинов в Великобритании, Канаде, Франции и Австрии, переняв у своих коллег некоторые ноу-хау, позволяющие заметно ускорить обработку грузов на складе.

Не остался незамеченным и уровень информационной поддержки западных распределительных центров. Был поставлен вопрос о замене предыдущей системы. В «Перекрестке» провели опрос более полусотни компаний — поставщиков учетных систем и систем управления, затем выделили несколько «финалистов» и провели тщательное изучение их возможностей. В конечном итоге «Перекресток» остановил свой выбор на системе Navision Axapta.

Реализация проекта внедрения системы была поручена компании Columbus IT Partner. Проект длился полтора года — с ноября 2000-го до марта 2002 года. Около половины этого времени заняла реорганизация работы РЦ и реинжиниринг бизнес-процессов. По мнению Соломатиной, внедрение системы вылилось в «серьезный социальный проект», в который оказались вовлеченными практически все бизнес-подразделения РЦ.

Анна Соломатина: «Информационные системы оказывают колоссальное влияние на работу бизнес-подразделений»

Особо стоит отметить решение для управления знаниями о проекте, которое применили в ходе данного проекта специалисты «Перекрестка». Как рассказал Владимир Кива, вся документация о проекте (включая и постановку задачи, и руководства пользователей) была подготовлена в виде файлов формата HTML с перекрестными ссылками. Эти файлы были обработаны в Microsoft FrontPage и затем после компиляции стали доступны пользователям, вовлеченным в проект. По словам Кивы, фактически была создана семантическая сеть знаний, которая позволила обеспечить поддержку жизненного цикла модификаций информационной системы РЦ и тем самым минимизировать риск введения в промышленную эксплуатацию версии информационной системы, не отвечающей требованиям компании.

В настоящее время около 35 пользователей в каждой смене РЦ используют систему Axapta в своей деятельности. Реализован автоматический обмен информацией между Axapta в РЦ и системами, применяемыми в супермаркетах сети (там работают системы, сочетающие в себе собственные разработки «Перекрестка» и разработки компании «РепКо»). Этот обмен осуществляется посредством языка XML. В дальнейшем этот язык предполагается применить для обмена данными непосредственно с поставщиками. Таким образом, «Перекресток» берет курс на сращивание собственных логистических цепочек и бизнес-каналов поставщиков. В дальнейшем, когда у компании появится еще несколько расчетных центров, обмен данных между ними, по всей видимости, также будет реализован на базе XML.

Самым главным, по мнению Соломатиной, результатом проекта стало появление у компании информационного капитала и осознание бизнес-задач очень многими участниками бизнес-процессов. Директор торгового дома «Перекресток» по логистике Иван Балакирев считает еще одним очень важным результатом проекта появление «инструмента развития», позволяющего реализовывать долгосрочные планы компании.

Разумеется, есть у проекта и ощутимые чисто экономические результаты. К концу года компания рассчитывает получить более точные данные, касающиеся возврата инвестиций в проект. Однако уже известны некоторые предварительные результаты: с 28 до 22 часов снижено среднее время сборки заказов (планируется уменьшить его до 16 часов); вдвое увеличена пропускная способность РЦ; снижены объемы товарных запасов в РЦ и магазинах, следовательно, высвобождена часть финансовых средств; за счет усовершенствованного учета товаров с ограниченным сроком годности уменьшены товарные потери; реализован сквозной партионный учет; наблюдаются рост производительности труда, укрепление трудовой дисциплины, появились новые возможности для усовершенствования контроля и стимуляции персонала; открылись новые перспективы для привлечения «портфельных» (не стратегических) инвесторов, и пр.