Оптимизация производственного планирования позволяет экономить деньги
По мнению Сергея Питеркина, финансовое планирование предприятия должно отталкиваться от производственного

Состояние отечественной автомобильной отрасли и нарекания за качество ее продукции давно стали притчей во языцех. Однако нельзя утверждать, что положение дел здесь значительно отличается от состояния в других областях машиностроения. По мнению специалистов, выступивших в ходе семинара, организованного компанией Frontstep СНГ, многие «болезни» автомобилестроительных компаний весьма типичны для многих российских предприятий: высокая себестоимость продукции, несовершенство управления, неспособность быстро выводить на рынок новые продукты, чрезмерные складские запасы в сочетании с вечным дефицитом комплектующих и пр. Следствием всего этого и является неконкурентоспособность российских автомобилестроителей на мировом рынке.

Решить эти проблемы в Frontstep предлагают посредством изменения системы управления предприятием. Причем само по себе развертывание информационной системы ситуацию не изменит. По мнению Сергея Питеркина, старшего менеджера отдела консалтинга Frontstep СНГ, информационные системы в том или ином виде есть на многих предприятиях. Необходимо нечто большее — переход к иным системам производственного планирования.

Многие российские предприятия предпочитают использовать простые, но неэффективные методы планирования материалов и производственных ресурсов. В частности, для пополнения запасов материалов применяется следующая несложная схема: дополнительная их закупка производится тогда, когда уровень запасов снижается до определенного уровня (его обычно называют «точкой перезаказа»); объемы закупок меняются редко и определяются не реальными потребностями, а устоявшимися внутренними нормами. В результате такого планирования материалы закупаются всегда с избытком. Это приводит к связыванию финансовых средств и, как следствие, к постоянным дефицитам: на закупку нужных в данный момент материалов у предприятия денег нет, тогда как другими материалами склады завалены.

Неэффективны также и методы планирования производственных ресурсов. Коммерческие службы предприятий хватаются за заказы, порой никак не учитывая возможности их выполнения в сроки, о которых они договариваются с клиентами. Результат — частые авралы, нередко заканчивающиеся срывом поставок и потерями клиентов.

Избавиться от перерасхода денег на закупку материалов и угрозы срывов заказов помогают современные методологии планирования запасов предприятия (MRP) и его ресурсов (MRP II). Их идея состоит в том, чтобы передавать производственные задания на выполнение только тогда, когда они становятся реально выполнимыми. На основании прогнозов, имеющихся заказов и основного плана предприятия производится планирование закупок материалов, которые необходимо закупить, после этого осуществляется планирование производственных ресурсов. Лишь в случае, если предприятие в полном объеме располагает и материалами, и ресурсами, необходимыми для выполнения заказов, производственные задания передаются на выполнение.

Если же чего-то не хватает, планирование осуществляется заново (меняются сроки выполнения заказов, дополнительно закупаются материалы и пр.). В свою очередь, коммерческие службы должны не навязывать производственникам сроки выполнения заказов, а согласовывать их и определять с учетом нынешней загрузки предприятия. Лишь тогда оно сможет выполнять заказы точно в срок и с нужным уровнем качества. Следствие — лояльность клиентов и усиление позиций на рынке.