Телекоммуникационный рынок глазами «классического» системного интегратора

В канун выставки «Связь-Экспокомм» нам показалось интересным выяснить, в чем же состоит морфологическая связь между ИТ и телекоммуникациями. Собеседником главного редактора журнала «Сети» Игоря Елисеева стал председатель правления компании «ТехноСерв А/С».

Каково видение отечественного рынка телекоммуникаций с точки зрения представителя ИТ-бизнеса? Его особенности, характерные сегменты, сходства и различия с другими отраслями экономики?
Алексей Ананьев: «Если кто и может эффективно окупать свои вложения в информационные технологии, то это телекоммуникационные компании»

Если рассматривать ИТ в разрезе деятельности телекоммуникационной компании, то нужно сказать, что они представляют собой неотъемлемую часть данного вида бизнеса. Здесь кроется принципиальный момент, суть которого в том, что для прочих отраслевых сегментов ИТ являются инструментами управления и обеспечения жизнедеятельности, а для телекоммуникаций — это активы, используя которые компании непосредственно зарабатывают деньги. С другой стороны, информационные системы позволяют автоматизировать процессы, сократить текущие расходы и повысить производительность труда. Но главной функцией ИТ в телекоме все же остается предоставление услуг. В данном контексте весьма нагляден процесс развертывания мультисервисных сетей у телекоммуникационных операторов. Они изначально проектируются как сети двойного назначения, поскольку одновременно служат и для решения внутрикорпоративных задач, и для обеспечения коммерческих услуг связи.

Еще один отличительный момент состоит в том, что телекоммуникационный рынок с точки зрения ИТ-бизнеса — постоянно растущий корпоративный сегмент. Он меньше зависит от спадов и подъемов, которые переживает наша экономика.

На мой взгляд, российский рынок телекоммуникаций можно разделить на три основных сегмента. Первый представляют региональные «Электросвязи», дочерние структуры холдинга «Связьинвест». Ко второму следует отнести крупные специализированные предприятия, обеспечивающие функционирование всей отрасли и деятельность отдельных операторов. Это «Ростелеком», «РТКомм», МТТ и другие компании. Третий сегмент — операторы мобильной связи. Для всех трех сегментов характерно сверхдинамичное развитие и постоянный рост потребностей в ИТ.

ИТ в телекоме — критичные инструменты жизнеобеспечения. На заводе АСУ может быть не столь критичной, но если мобильный оператор не выставит абонентам счета, то он потеряет деньги. Разница между заводом и оператором связи наблюдается не только в функциональности, но и динамике потребностей, скорости внедрения и других качественных параметрах внедряемых ИТ-решений. Лидерам мобильной связи, обслуживающим миллионы абонентов и обрабатывающим уже сотни миллионов записей о регистрируемых событиях в месяц, нужны хранилища данных на десятки терабайт. Локальным операторам требуется один, два или пять терабайт информационного пространства, тем не менее это уже другой порядок величин, чем тот, который актуален в других отраслях.

Для полноты картины стоит выделить еще одну подкатегорию операторов, которые присутствуют не во всех российских регионах. Речь идет об альтернативных операторах связи, развивающих главным образом услуги цифровой телефонии, доступа в Internet, хостинга и беспроводного радиодоступа. Конечно, это не такие мощные структуры, как предприятия «Связьинвеста», но и для них ИТ являются критичным элементом корпоративной системы. Среди них появляются очень серьезные рыночные игроки. Например, «МТУ-Интел» строит собственные сети доступа, а серверное хозяйство у него больше, чем у кого бы то ни было. С точки зрения объемов услуг такие провайдеры еще уступают традиционным операторам, но в качественном отношении и те и другие представляют значительный интерес для интеграторов.

Какие позиции занимает сегодня на рынке телекоммуникаций компания «ТехноСерв»?

Мы работаем с большинством компаний, входящих в «Связьинвест». Достаточно активно развиваются наши отношения с альтернативными операторами и компаниями мобильной связи. У нас сложились устойчивые деловые связи с МТС, «МТУ-Информом», стараемся развивать контакты с «Ростелекомом». Наши проекты — в полном смысле интеграционные. Они включают в себя различные элементы архитектуры информационных систем и широкий спектр технологий. В рамках одного проекта мы можем заниматься построением центров обработки данных, организацией магистральных каналов передачи, интеграцией приложений, аппаратными комплексами. Такие работы предполагают использование решений сразу от нескольких производителей. Все это подкрепляется нашим умением внедрять компоненты информационных систем, не прерывая производственный процесс заказчика.

С предприятиями связи мы работаем одновременно по нескольким стратегическим направлениям. Так, в 1999 году мы разработали и утвердили в «Связьинвесте» типовой проект по созданию информационно-вычислительной инфраструктуры оператора Электросвязи (замечу, это первый из наших типовых проектов). В нем заложены решения по созданию вычислительного центра, интеграции сетевого и серверного оборудования, установки биллинговой платформы. На его основе осуществлено более 20 комплексных проектов с региональными «Электросвязями». Другое направление — специализированные ИТ-проекты для крупных телекоммуникационных компаний, у которых есть специфические потребности, например в области хранения данных. И, наконец, на третьем направлении наша компания выступает генподрядчиком исполнения крупномасштабных комплексных проектов. Яркий пример — проект по уплотнению транзитной сети передачи данных — выполняется сейчас по заказу компании «Межрегиональный Транзит Телеком». Его отличительной чертой является обширная география: в сжатые сроки нужно заменить оборудование в 89 региональных узлах этого национального оператора связи, обеспечив при этом всю подготовку инфраструктуры эксплуатации, поставку, монтаж и пусконаладку оборудования, обучение персонала и сервисное сопровождение. В подобных проектах мы выступаем и исполнителями (поставка, монтаж, сервис), и, главное, организаторами согласованных действий многочисленных исполнителей в различных регионах.

В чем Вы видите преимущества своих решений и подходов для подобных проектов?

Нельзя сказать, что «ТехноСерв А/С» обладает какими-то особыми ноу-хау в интеграторской деятельности. К числу несомненных преимуществ можно отнести качественную и полномасштабную технологическую экспертизу. Компания обладает необходимыми знаниями для того, чтобы оказать квалифицированную помощь в выборе, установке и сопровождении современных ИТ-решений. Кроме того, мы располагаем необходимыми знаниями организационного процесса, особенно в части предприятий «Связьинвеста». Мы знаем, как работать с операторами Электросвязи, какие там действуют правила, нормы, какова техника экономических обоснований, что такое Госсвязьнадзор и прочие детали.

Следующий немаловажный аспект состоит в том, что мы имеем большой опыт в управлении сложными, географически распределенными и долгосрочными проектами. И, наконец, мы можем работать на длинном финансировании проектов, имея в активах лизинговые схемы, кредитные линии и пр. Лизинговая схема наиболее экономически выгодна для предприятий Электросвязи. Она позволяет быстро вводить в эксплуатацию новые технологии и получать реальные дивиденды непосредственно с момента их запуска.

За прошлый год «ТехноСерв А/С» заработал на системной интеграции 150 млн. долл. Доля телекоммуникаций в этом объеме существенна — не меньше 20%. В этом году стратегическая задача — обеспечить рост телекоммуникационной составляющей. Мы хотим стабильно присутствовать и развиваться в данном рыночном сегменте.

Как Вы можете охарактеризовать другие параметры телекоммуникационных проектов, скажем, начальный уровень информатизации компаний, особенности финансирования и сроки окупаемости?

Предприятия связи изначально стоят на ступеньку выше по уровню информатизации, чем другие компании, но и потребности их растут быстрее. Главная проблема в том, что эти потребности значительно превышают собственные инвестиционные возможности операторов. Кроме того, надо учитывать, что инвестиции в телекоммуникационный рынок являются долгосрочными по меркам отечественного бизнеса. Вот почему особое значение приобретает владение гибкими инструментами финансирования, такими как лизинг, долговременное кредитование и пр. Эти финансовые схемы должны быть отнесены к необходимым условиям для реализации крупномасштабных проектов в области связи. Даже непосвященному понятно, почему в телекоме столь стремительно развиваются информационные технологии. Внедряемые технологии немедленно начинают приносить деньги от подписки абонентов на новые услуги.

Организационные особенности ИТ-проектов в области телекоммуникаций охарактеризовать очень просто. Ключевой момент — особые требования к управлению проектом. А в силу того, что такие проекты объемные, высокотехнологичные, географически распределенные и очень критичные к срокам, заниматься какими-либо инженерными исследованиями в ходе работ нет ни технической, ни коммерческой возможностей.

Огромную актуальность приобретает переход традиционных операторов связи к предоставлению мультисервисных услуг. Какие проблемы подстерегают здесь маститых игроков?

Прежде всего нужно определить, куда идти. Ведь что такое «мультисервисный оператор»? Увидеть это очень просто: достаточно получить от него счет за обслуживание, в котором присутствуют услуги фиксированной, мобильной связи, доступ к Internet и интеллектуальные службы. Широчайший спектр услуг плюс единая политика управления отношениями с клиентами — вот к чему стремятся крупные операторы.

Для реального инвестора интересна абонентская база. Далее компания, ведущая свой бизнес с миллионами абонентов, естественно, начинает подбирать под себя всевозможные службы, которые могут стать источником дополнительной прибыли. Такая компания неизбежно становится мультисервисной, сначала организационно, а затем и технологически, внедряет соответствующие конвергентные решения. Мультисервисность быстро проецируется на развитие ИТ-инфраструктуры, которая становится очень сложной и абсолютно критичной. Если такой оператор не выдаст счета или не протарифицирует вовремя предоставленные услуги, это может иметь ужасные последствия для его бизнеса.

Создаваемые межрегиональные телекоммуникационные компании стремятся к укрупнению, чтобы получить инвестиции и вложить их в модернизацию своей ИТ-инфраструктуры, то есть сделать ее по-настоящему мультисервисной. Этот переход предусматривает такие финансовые вливания, которые ни одно из предприятий, исходя из своих внутренних активов, осуществить не сумеет. Значит нужно идти на повышение инвестиционной привлекательности и на заемные ресурсы. Укрупнение — первый организационный шаг на пути к новым формам телекоммуникационного бизнеса. Это объективная тенденция, наблюдаемая не только в России, но и во всем мире.

Выходит, перечисленные проблемы характерны и для зарубежных телекоммуникационных рынков?

Пожалуй, за исключением того, что «здесь» и «там» разные стартовые условия. Возьмем, к примеру, норвежского национального оператора Telenor. Сегодня у него около 3 млн. абонентов, то есть примерно столько же, сколько у нашего «ВымпелКома». Однако я не думаю, что ИТ-бюджет норвежского оператора даже приблизительно равен бюджету «ВымпелКома». А разница объясняется тем, что Telenor собирает больший доход от продаж, поскольку он обеспечивает не только мобильную связь, но и услуги фиксированной телефонии, разнообразные Internet-услуги, выходит на внешние рынки и занимается транзитом трафика. Вот вам принципиальное различие между отечественной и зарубежной отраслью связи.

Существует некоторая разница и в отношении того, какие приложения востребованы рынком и как те или иные решения используются. Например, тезис, что выставляемый за услуги счет является сложнейшим продуктом биллинговой системы, вряд ли заставит кого-то усомниться.

То же самое касается средств CRM, которые призваны обеспечивать грамотную политику отношений с клиентами, систем управления продажами и маркетингом. Внедрение этих продуктов требует очень серьезных затрат на модернизацию ИТ-служб. Ключевой вопрос дальнейшего повышения эффективности бизнеса российских компаний как раз и заключается в объеме средств, которые они способны инвестировать в ИТ.

И еще один вопрос касательно биллинговых систем. Как Вы могли бы оценить перспективы продвижения на отечественном рынке российских разработок и их зарубежных аналогов?

Наша компания не разрабатывает программного обеспечения биллинговых систем и других тиражируемых решений прикладного уровня. Мы занимаемся интеграцией в единое решение вычислительной инфраструктуры, сети, программ — и собственно этот комплекс называем биллинговой системой. В части программно-технологического обеспечения биллинговой системы в проектах с холдингом «Связьинвест» мы традиционно придерживаемся партнерства с компанией «Инфосфера», поставщиком тиражируемых биллинговых систем старшей категории функциональности.

Анализируя предлагаемые на рынке готовые продукты, нужно исходить из следующих постулатов. Во-первых, биллинг — ядро всей информационной системы оператора. Следовательно, к продуктам данного класса нужно подходить с высочайшими требованиями по надежности, отказоустойчивости и масштабируемости. Во-вторых, архитектура современных биллинговых систем становится чрезвычайно сложной, так как должна обеспечить поддержку мультисервисных услуг. Биллинговые системы должны уметь снимать записи о событиях не только с обычных телефонных станций, но и с коммутаторов мобильной связи, шлюзов IP-телефонии, серверов доступа и т.д. Все эти данные нужно обрабатывать и представлять в виде единого счета.

Продукты, доступные на российском рынке большей частью фрагментарны. На западном рынке, напротив, преобладают полные решения, но практика показывает, что далеко не всегда они оправдывают себя в наших условиях.

Биллинг не может быть монолитом, это совокупность взаимодействующих модулей. Однако большинство отечественных биллинговых систем монолитны, содержат в себе и тарификацию, и управление услугами, и поддержку продаж и заказов. Поэтому, когда заказчиком становится оператор, обслуживающий до 3 млн. абонентов с некоторым ограниченным набором услуг, ему целесообразно предлагать решение, интегрирующее в себе достоинства как отечественного, так и западного биллинга.

Еще один принципиальный момент в оценке перспектив развития биллинговых систем связан с принятием новой редакции Закона о правах потребителей. Многие телекоммуникационные компании в скором времени столкнутся с проблемой корректной доставки счетов. В частности, закон гласит, что счет, доставляемый абоненту, должен быть запечатан в закрытый конверт, исключающий разглашение персональной информации. Дополнительные сложности в процесс расчетов с клиентами неизбежно внесет переход традиционных телефонных операторов на «повременку». Наша компания готовится к таким преобразованиям. При масштабах подобных рассылок технология подготовки счетов должна включать участок по размещению счетов в конверты, соответствующие определенным стандартам заполнения адреса и заклеиваемые автоматически. Можно сказать, мы разрабатываем новое типовое решение для операторов в области интеллектуальной печати.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями