Аббревиатура HORSE XXI, столь актуальная в 2002 году, расшифровывается авторами как HOtel Reservation SystEm

В отличие от «ИнтелСервис» компания HORSE XXI претендует на держателя системы бронирования и покупки по всему миру. Начинали проект Игорь Альтшулер и Игорь Крамаров, владельцы компании Waitt Oost-markt, ориентированной на прием туристов из СНГ в Бенилюксе. После смерти Альтшулера проект был поддержан голландскими инвесторами, тоже связанными с Россией, владельцем его стала компания HORS B.V. Систему, которую с самого начала делали российские программисты, передали московской компании M1 Dialog, и сейчас отвечающей за ее техническую поддержку и являющейся представительством HORSE XXI в СНГ. К моменту передачи HORSE XXI больше напоминала пилотный проект. С тех пор функциональность существенно расширилась, появилась возможность непосредственной работы с агентами, партнерами, гостиницами. Сайт стал многоязычным.

Проект HORSE XXI быстро перерос рамки Бенилюкса и претендует на всемирный масштаб. Сейчас в систему входят 3 тыс. отелей из 50 стран

Посмотрев на российские страницы сайта еще полгода назад, можно было сказать: «Ба, знакомые все лица — ?Балчуг?, ?Мариотт Тверская?». Но с самого начала идея была другая: вовлечь и гостиницы не первого эшелона, снизив до минимума требования к их информационным системам. Нельзя сказать, что это скидка на слабость интернетизации России: по опыту M1 Dialog у маленьких итальянских отелей, например, проблемы те же. Система предельно демократична. С отелями связь может происходить любым доступным способом — по электронной почте, по телефону, по факсу, чтобы могли участвовать все, даже те, у кого один компьютер на всю гостиницу. Клиенту не нужно сообщать данные своей кредитной карты для бронирования номера. Ну и еще одно свидетельство демократизма — участие в системе обходится недорого.

Плюсы и минусы демократизма

У демократизма есть и непривлекательная сторона. «Если бы мы работали по принципу гарантированного резервирования, ситуация была бы намного проще и у нас в базе данных было бы на порядок больше гостиниц, — говорит генеральный директор M1 Dialog Светлана Мезенцева. — Но я считаю, что стратегия наша правильная, особенно на российском рынке».

Чтобы хоть как-то оградить бизнес от недобросовестных клиентов, информация проверяется, насколько это возможно, оператором, который пытается связаться с клиентом всеми возможными способами. Как и в «Орленке», в HORSE XXI в автоматизацию защиты от этого недуга систем заказов не верят. У клиента все-таки есть некоторые обязательства. Он обязан дать о себе знать гостинице до шести часов вечера на день прибытия, иначе заказ автоматически снимается. А если он вдруг понимает, что попросту не успевает, то должен позвонить, послать факс или каким-то иным образом связаться с отелем, и тогда ему продлят бронь. В остальном клиент всегда прав. Насколько мягки требования к информатизации гостиницы, настолько жесток контракт для отелей, их обязательства перед клиентом должны строго выполняться.

Бизнес-модель проекта

В условиях, когда всемирные системы бронирования быстро, но прочно заняли свои места на рынке, когда обороты их исчисляются миллиардами долларов, выбрать бизнес-модель проекта посложнее, чем разработать саму систему. В HORS B.V. развитие проекта представляют себе так: головная компания работает с региональными партнерами (как правило, это уже существующие компании), которые сохраняют некоторую самостоятельность и несут определенные обязательства. Не нарушая общей линии дизайна, сохраняя торговые марки, они ведут собственный сайт, учитывающий специфику региона, под доменными именами соответствующих стран. Там могут появиться новые возможности, допустим, аренда автомобилей, которые могут отсутствовать на других локальных сайтах HORSE XXI. Таких представительств в 2002 году должно быть 11.

Маркетинг и технологические перспективы

Хотя основатели компании и были непосредственными участниками туристического рынка, однако система развивалась не «поверх» уже существующих договоров. Гостиницы привлекали различными способами, в том числе и прямой рассылкой. На рекламу затрачивались некоторые средства, понадобятся они и в дальнейшем, но вряд ли будут задействованы дорогостоящие СМИ, в частности телевидение.

Сейчас система работает в режиме on-line и без проверки кредитных карт (в данном контексте это подразумевает не онлайновую связь с гостиницами, а подтверждение запроса системой). Многие гостиницы чувствовали себя более комфортно, работая «по запросу», то есть решая вопрос о резервировании в каждом случае отдельно, кроме того, проверка кредитных карт тоже прибавила бы им уверенности, но немалое их число все-таки идет в систему.

Система постоянно развивается в сторону поддержки все большего количества языков, функциональности. Построена она на технологиях Microsoft. По поводу масштабируемости особого беспокойства пока нет. Уровень автоматизации операций HORSE XXI тоже более или менее устраивает: человеческий фактор все равно не обойти — гостиница, например, имеет возможность самостоятельно вводить данные о себе, но их все равно будет проверять оператор. Проще нарастить количество сотрудников, что и происходит: за последние полгода представительство в Москве выросло с двух человек до восьми.

Что касается других представительств, то каждый решает технические проблемы по-своему. Интересно, что компании, пожелавшие стать представителями, сами находят HORSE XXI. Как, впрочем, и первые западные структуры, предлагающие инвестиции в проект.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями