Siemens Business Services на выставке CeBIT 2002
Пауль Штоден: «Мы адаптируемся к требованиям рынка»

В водоворот CeBIT попадаешь сразу. В первых трех павильонах народу и шума особенно много, ведь здесь размещают свои основные экспозиции почти все гранды компьютерной индустрии. Общая закономерность: чем выше порядковый номер павильона, тем в нем спокойнее. Но вот в последнем, построенном незадолго до начала выставки, павильоне 27, где сосредоточились преимущественно телекоммуникационные компании, вас ожидает новый всплеск выставочной активности. Здесь же, как своеобразная выставка в выставке, разместился грандиозный стенд компьютерных подразделений концерна Siemens. Если иллюстрировать присутствие Германии на CeBIT, а она здесь несомненно доминирует, то лучшего примера не найти. Подразделению Siemens Information and Communications, которое включает три департамента — IC Networks, IC Mobile и Siemens Business Services (SBS), судя по обнародованным данным, удалось преодолеть кризисные времена. Общий объем продаж вырос на 8%, как поставщик технологий широкополосного доступа компания передвинулась с шестого на второе место в мире и впервые в 2001 году стала третьей среди производителей мобильных телефонов.

Что касается ИТ-услуг, то этот бизнес, возможно, наиболее стабилен и востребован в нынешние сложные времена. SBS же относится к тем компаниям, которые способны «из одних рук» обеспечить весь комплекс решений и услуг для своего клиента — от предпроектного консалтинга и системной интеграции до реализации и при необходимости аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, технического сопровождения готовых решений и подготовки специалистов.

За последние годы SBS завоевала репутацию ведущего поставщика решений в области электронного бизнеса. Однако результатом кризиса стало настороженное отношение к этому бизнесу, как следствие — значительное снижение инвестиций. И несмотря на оптимистичные прогнозы экспертов, предсказывающих 30-процентный рост этого рынка в ближайшие несколько лет, SBS сосредоточивает свои усилия на тех решениях, которые отвечают главному интересу заказчиков — сделать свой бизнес более продуктивным. SBS на CeBIT предлагала заинтересованным посетителям проследить, как этой цели можно добиться, грамотно строя стратегии в области мобильного бизнеса, проектирования бизнес-процессов и управления безопасностью.

Изюминкой экспозиции, посвященной мобильному бизнесу, стал портал мобильного предприятия — решение, которое позволяет каждому служащему компании выполнять свои деловые задачи независимо от времени и местонахождения, предоставляя доступ ко всей необходимой информации с мобильных устройств. На «тропе бизнес-процессов» SBS совместно со своими партнерами i2, Siebel и SAP демонстрировала примеры решений для ключевых элементов бизнеса современного предприятия — снабжения, производства и сбыта. На «тропе безопасности» знакомили с разработанной SBS совместно с подразделениями Siemens ICN и ICM концепцией безопасности и способами построения инфраструктуры защиты корпоративной информации вплоть до отдельных рабочих мест, как стационарных, так и мобильных. Компания предлагает клиенту выборочный подход к решению проблем защиты, основанный на сценариях; рекомендуются не все возможные меры обеспечения безопасности, а только ограниченный их круг в соответствии с тем сценарием, реализация которого жизненно необходима компании на данном этапе. Примером может служить сценарий развертывания системы безопасности в условиях интеграции информационных сред партнеров и заказчиков, создания новых филиалов или покупки новых компаний, развертывания средств удаленного доступа мобильных пользователей к корпоративной информации.

По любезному приглашению SBS удалось побывать в родовом доме семьи Сименс в сказочном по красоте городке Гослар, в 70 километрах от Ганновера. На тяжелой дубовой двери этого солидного здания XVII века, где теперь открыт небольшой музей семьи, выгравирован по латыни девиз Сименсов: «Ora & Labora» — «Молись и работай». Стоит иметь эту надпись перед глазами над своим рабочим столом. В любой кризис выход только один — работать, уповая на Бога или собственные силы — как кому нравится. По моим ощущениям, этот девиз вполне соответствовал и духу CeBIT 2002.

Пауль Штоден возглавил SBS в декабре. Назначению на пост президента SBS предшествовал полуторагодовой опыт руководства компанией Fujitsu Siemens Computers. За этот срок Штодену удалось завершить структурные изменения, которых требовало объединение бизнесов двух компаний, и сфокусировать деятельность Fujitsu Siemens на сегментах ИТ-рынка, имеющих наибольший потенциал, — оборудование для мобильного бизнеса и системы поддержки критичных для бизнеса вычислений. Сегодня Штоден является президентом подразделения Siemens с оборотом 6 млрд. евро и почти 36 тыс. сотрудников, работающих в 44 странах. Во время CeBIT 2002 Пауль Штоден встретился с журналистами и ответил на их вопросы.

Что вы думаете о состоянии европейского ИТ-бизнеса?

Сейчас для ИТ-индустрии в целом складывается очень сложная ситуация. Но если посмотреть на определенные направления, в частности на бизнес, связанный с услугами (а это бизнес SBS), то мы увидим, что положение в большинстве европейских стран меняется. Рынок ИТ-услуг постепенно растет. Если прибыли производителей ПК и мобильных телефонов падают, то рынок услуг находится во вполне удовлетворительном состоянии. Если же посмотреть в будущее, то я уверен, что платформы для электронного и мобильного бизнеса должны активно развиваться. Заказчики хотят быстрой окупаемости, снижения цен, повышения продуктивности. Поэтому мы считаем, что ситуация в этом году будет иной. Вектор общего экономического развития изменится в положительную сторону, увеличатся траты на ИТ, вернется интерес к электронному бизнесу.

Какова модель бизнеса вашей компании в современной ситуации?

Мы адаптируемся к требованиям рынка, для этого перегруппировываем ресурсы в те области, с которыми хотят работать наши заказчики. Это в значительной степени аутсорсинг, системная интеграция, сервис по конкретным продуктам, проектирование и консалтинг, решения.

Как вы сформулируете основные преимущества SBS в области услуг?

SBS реализует всю сервисную цепочку: консалтинг, проектирование, построение инфраструктуры, функционирование и сопровождение. Мы имеем возможность работать с заказчиками на каждом этапе этой цепочки. И это дает нам преимущества перед многими конкурентами. Мы предоставляем консалтинг по бизнес-процессам, показываем, как спроектировать ИТ-инфраструктуру, можем реализовать ее для наших заказчиков, взять на себя аутсорсинг целого решения или его отдельных частей, мы можем предоставить все необходимые аппаратные и программные компоненты. У нас стабильные партнеры. Мы не работаем с заказчиками в одиночку. И поэтому нам по силам решение комплексных проблем наших заказчиков. Все это положительно отражается на нашей репутации.

У большинства крупных компаний есть свои сервисные подразделения. И они имеют стабильных партнеров, знают, что нужно их заказчикам. В чем особые преимущества ваших решений в области консалтинга?

Если говорить вообще о нашей деятельности, а не только о консалтинге, то мы можем подтвердить эти заявления примерами из реальной жизни, когда наши заказчики получали отдачу от развернутых решений, выраженную в реальной прибыли.

А разве IBM, например, не может сказать то же самое?

Я в данном случае не сравниваю себя с кем-то, я говорю о нашем уровне в абсолютном измерении. В прошлом было много громких заявлений и обещаний. Мы же на деле доказываем свои преимущества.

Какие услуги составляют портфель SBS?

Это прежде всего консалтинг, ориентированный на бизнес-процессы. Второй шаг — проектирование. Мы детально объясняем, каким должен быть правильный бизнес-процесс, какую выбрать программную платформу для поддержки, например, программных решений SAP или Siebel; общая архитектура, которую необходимо реализовать. Дальше следует этап построения инфраструктуры, на котором все программные и аппаратные компоненты связываются в единое целое, выполняется инсталляция у заказчика, решение доводится до состояния работоспособной системы. Это начальная составляющая сервисной цепочки. Следующая и главная составляющая — функционирование инфраструктуры, аутсорсинг всего решения или его отдельных частей в зависимости от желания заказчика.

И наконец, последняя составляющая — сопровождение и техническая поддержка построенной инфраструктуры, модификации и обновление систем.

Какая доля рынка ИТ-консалтинга принадлежит SBS?

Ответ на этот вопрос зависит от того, с кем нас сравнивать. SBS пятая в Европе, десятая в мире. В Германии нам принадлежит значительная доля рынка, здесь мы на втором месте.

Каковы ваши главные цели на посту президента SBS?

В прошлом году для SBS сложилась очень сложная ситуация. У компании было несколько крупных проектов в области аутсорсинга, которые оказались очень сложными и не имели успеха. Поэтому прежде всего надо было преодолеть последствия этих потерь и начинать сначала в этом году. С учетом того факта, что ИТ-рынок не рос, нам надо было думать не о росте, а о прибыльности нашего бизнеса.

Какие чувства вы испытывали, когда получили предложение занять эту должность?

Могу сказать, что это были противоречивые чувства. С одной стороны, срок моей работы в Fujitsu Siemens был еще не так уж велик — всего 19 месяцев. И я действительно сомневался, подходящий ли это момент для ухода. С другой стороны, нам удалось за очень короткий период стабилизировать бизнес Fujitsu Siemens. В компании сложилась очень сильная управленческая команда, и у меня был хороший преемник. Адриан Хаммерштайн, который был моим партнером и занимал должность старшего финансового менеджера, сейчас возглавил компанию. К тому же я в прошлом много занимался проблемами сервиса, работал в Siemens. И в сложившейся для SBS ситуации мне трудно было сказать «нет».