«Связьинвест»: планы реорганизации

По данным Валерия Яшина, генерального директора «Связьинвеста», в 2001 году альтернативные операторы, которые владеют 17% кабельной инфраструктуры, получили 62% прибыли отрасли. Судя по всему, такая «несправедливость» подвигла руководство компании на реорганизацию, планы которой были представлены на Второй Международной конференции «Связь и инвестиции в России».

Собственно, перемены в естественном монополисте начались уже в конце 2000 года и, как отмечается, обусловили четверть роста его оборота в прошлом году — до 91,6 млрд. руб. Основной стратегической задачей текущего года является укрупнение 78 региональных подразделений в семь межрегиональных: Центральное, Северо-Западное, Южное, Волжское, Уральское, Сибирское и Дальневосточное.

Валерий Яшин: «Только у ?Связьинвеста? тарифы регулируются государством»

Уже проведены собрания акционеров, которые согласились с предлагаемой стратегией реорганизации. Завершить реорганизацию в «Связьинвесте» рассчитывают к концу года. Основная цель преобразований — оптимизация внутренней структуры новых компаний, тарифной политики и договоров присоединения. В тарифной политике основные проблемы «Связьинвеста» возникают из-за перекрестного субсидирования, регулирования тарифов государством, нефокусированной социальной защиты и отсутствия гибкой системы тарификации. Договоры о присоединении коммерческих операторов также создают определенные трудности, поскольку не регламентируют перечень предоставляемых услуг, схемы взаиморасчетов, да и порядок самого присоединения.

Для решения этих проблем межрегиональные компании должны выработать стратегические принципы ведения бизнеса, определить текущую ситуацию в регионе, оптимизировать операционную инфраструктуру. Кроме того, планируется активно заниматься управлением и обучением персонала, внедрить раздельный учет по видам услуг, выработать маркетинговую политику. При проведении реструктуризации в 2002 году ожидается сокращение персонала на 5-7% (около 25 тыс. человек), снижение затрат на 5-10% и рост доходов на 6-10%. К 2003 году планируется переход на ценообразование по предельным издержкам, методика которого разработана с участием компании McKinsey, и внедрение новой системы бюджетирования.

Реструктуризация другого монополиста, «Ростелекома», начавшаяся в 2001 году, уже принесла определенные результаты. Число филиалов сократилось с 17 до 7, снижено количество персонала (с 37 до 32 тыс. человек), введены новые тарифные планы, более экономно были израсходованы инвестиции (2,4 млрд. руб. вместо запланированных 4,1). В результате выручка увеличилась на 14%, прибыль — на 16%, а чистая прибыль выросла в три раза. С октября 2000 года капитализация «Ростелекома» также увеличилась втрое. В 2002 году компания, по словам финансового директора «Ростелекома» Владимира Андросика, будет использовать «наступательную маркетинговую стратегию», внедряя при этом ERP, раздельный учет и единую биллинговую систему. Будут также пересмотрены договоры с международными операторами, внедрены новые услуги на основе построенной интеллектуальной сети, созданы отделы продаж и обслуживания клиентов. В целом же «Ростелеком» планирует стать «мощной клиентоориентированной компанией». Похоже, этого же добивается и «Связьинвест».